Город Сумы набрался долгосрочных кредитов

Уже в этом месяце сумское КП «Электроавтотранс» намерено объявить международный аукцион на закупку 22 новых троллейбусов за счет кредитных средств Европейского инвестиционного банка. Предварительное объявление о намерениях провести аукцион было опубликовано на сайте европейских публичных закупок TED (Tenders electronic daily) 28 июля.

Напомним: 12 апреля 2017 года ВР ратифицировала финансовое соглашение между Украиной и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) по проекту «Городской общественный транспорт Украины». Заявки на участие в проекте подавали 11 городов Украины, в том числе и Сумы – с проектом «Обновление подвижного состава КП «Электроавтотранс» (22 единицы)». В итоге окончательный отбор прошли четыре города – Сумы, Львов, Харьков и Чернигов. В рамках упомянутого договора Сумы получат кредит от ЕИБ в размере 4 млн евро.

В объявлении о намерениях провести аукцион сказано, что КП «Электроавтотранс» хочет купить 22 новых низкопольных односекционных 12-метровых троллейбуса (поставка и ввод в эксплуатацию); набор обязательных запчастей и расходных материалов, инструментов и оборудования для обслуживания и ремонта; техдокументацию (руководство по проектированию, эксплуатации и техобслуживанию); сопутствующие услуги (подготовка и гарантийное обслуживание).

Условия закупки пока не обнародованы, они станут известны после подписания договора о передаче кредитных средств и будут прописаны в объявлении об аукционе. Однако предварительно еще в прошлом году директор департамента финансов горсовета Светлана Липовая рассказывала депутатам, что ориентировочные условия кредита таковы: срок займа – 22 года, включая льготный период (отсрочку платежа) до пяти лет. Процентная ставка за пользование кредитными средствами будет определена в соглашении о передаче средств между Мининфраструктуры, Минфином и Сумским горсоветом, предварительно это будет 2% годовых. Погашение кредита должно происходить равными платежами каждые полгода после окончания периода отсрочки.

Исходя из суммы кредита – 4 млн евро и заявленного количества троллейбусов – 22 единицы, получается, что стоимость одной машины должна составить 181,8 тыс. евро, или 5,675 млн грн (по курсу НБУ на 13 августа 2018 года). Напомним: весной текущего года КП «Электроавтотранс» купило четыре новых троллейбуса «Эталон» (за счет горбюджета) по цене 5,11 млн грн за единицу. Но в департаменте финансов отмечают, что, поскольку в данном случае закупка транспорта будет проводиться в соответствии с международным законодательством, то участниками торгов могут быть в том числе и зарубежные компании, поэтому стоимость троллейбусов может оказаться и выше заявленной. В таком случае вполне возможно, что в рамках этого проекта Сумам удастся купить меньше единиц транспорта, чем предполагается.

Кроме того, в соответствии с финансовым соглашением, часть расходов на реализацию проекта не покрывается кредитными средствами (к примеру, уплата НДС и других налогов и сборов, приобретение разного рода активов и т. п.) и должна быть оплачена заемщиком (КП «Электроавтотранс») или другими донорами. В нашем случае это означает, что все эти расходы придется оплачивать городу, поскольку у «Электроавтотранса» таких денег просто нет, хоть он и является конечным бенефициаром по кредиту. В частности, в горбюджете на текущий год предусмотрено 12,5 млн грн для софинансирования этого проекта, а именно – уплаты НДС за первую партию троллейбусов, поставка которых, по предварительной информации Мининфраструктуры, планируется в этом году.

К слову, некоторые депутаты горсовета с самого начала были категорически против этого кредита. По их мнению, лучше купить троллейбусы на ту же сумму из бюджета – без рисков колебания курса валюты и переплаты в виде процентов, пусть и не сразу, а в течение 5-6 лет. Тем более что, как известно, у «Электроавтотранса» и так есть проблема с нехваткой водителей троллейбусов, а если до конца года в город придет сразу 10-11 троллейбусов, не совсем понятно, как КП сможет выпустить их на линии. Ведь для того чтобы укомплектовать такое количество экипажей, нужно не менее 30 человек (по правилам – 3 водителя на один экипаж).

Напомним: буквально недавно (на июльской сессии горсовета) депутаты дали добро на привлечение еще одного валютного кредита – в размере 5,2 млн грн на финансирование инвестиционного проекта «Повышение энергоэффективности в дошкольных учебных заведениях Сум». За эти средства планируется провести полную термомодернизацию зданий 33 городских детсадов. Решение об участии в этом проекте Сумской горсовет принял еще в июне 2016 года. Реализовывать его будет УКС горсовета за счет кредитных средств того же ЕИБ. И, по предварительным данным, условия по этому кредиту будут практически такие же, как и по троллейбусам: срок погашения – 22 года (с учетом льготного периода в пять лет), процентная ставка – не выше 2,5%, международные торги. Город точно так же берет на себя софинансирование в части уплаты налогов (НДС или единого налога), которые будут возникать в процессе работы подрядчика, и эти средства тоже предусматриваются в горбюджете.

В общем, в ближайшие 22 года городу точно будет чем заняться. Ведь придется отдавать 9,2 млн евро кредита, что по курсу Нацбанка на 13 августа составляет 287,2 млн грн, не считая процентов, платы за обслуживание кредита и сопутствующих расходов из горбюджета…

Источник: shans.com.ua

Поділитися в соціальних мережах