За пошкодження об’єктів електроенергетики двоє жителів Сумщини сіли в тюрму
Юні каратисти з Глухова завоювали 6 медалей на міжнародному турніріФОТО
Учениця із Сумщини стала призеркою Всеукраїнської олімпіадиФОТО
На Сумщині продовжують працювати евакуаційні маршрути
Роменський “Рятувальник” знявся з чемпіонату та кубку України
У Шостці попрощалися з добровольцем Анатолієм Лисенком
Цьогоріч 88 мешканцям Охтирки затвердили компенсацію за пошкоджене житло
Сумські хокеїстки стартують на Єврокубку
Сумчанин допоміг виявити чоловіків, які займалися незаконним виловом раківФОТО
Сумських школярів навчатимуть шахам на уроках фізкультури
На Сумщині зменшується кількість електричок
У Сумах на хабарі піймали заступника декана
Геннадій Демʼяненко про візит Президента України на Сумщину: Це важливий символ підтримки та солідарності з нашими жителями та захисниками
На Сумщині рятували чоловіка, у якого під час пожежі зупинилося серцеВІДЕО
У центрі Сум виявили чоловіка в розшуку
На проспекті Перемоги — ДТПФОТО
Опалювальний сезон у Сумах завершиться 1 квітня
Поліція оприлюднила наслідки обстрілів Сумщини за добуФОТО
Команди Сумщини стартують у фіналі Аматорської футзальної ліги України
Зеленський зустрівся зі студентами СумДУ
Уперше за останні два роки на Сумщині зафіксовані покуси людей кажанами
У Шостці в останній день березня закінчиться опалювальний сезон
У Сумах затримали чоловіка за збут наркотиківФОТО
Сумщині обіцяють мільярд гривень: в обласному центрі презентували платформу «Зроблено в Україні»
Сьогодні в Сумах вирішуватимуть, коли закінчити опалювальний сезон
На Сумщині погасили марку “Міста героїв. Охтирка”ФОТО
Найстаріша садиба: чи оновлять маєток Кондратьєвих у Старому Селі?ФОТО
На блокпості в Сумах зупинили п’яного водія
Вночі та зранку росіяни обстріляли чотири громади Сумщини
Вчора
На Сумщині протягом дня зафіксовано 179 вибухів

Сумской иконописец: «Твою икону будут воспринимать уже не как живопись, а как окошко туда…»

С Юлией Носовой автор интервью познакомился весной прошлого года на выставке современной иконы. Экспозиция выставки показалась излишне пестрой. Работ было много – разных размеров, традиций и стилей.

Небольшие работы Юлии привлекли внимание стилистической выразительностью и скромностью. Автору удалось растворить свое мастерство в сакральном предназначении работы, и это было его лучшей рекомендацией.

Время после выставки прошло для Юлии Носовой в трудах. Рассказывая о них, она то и дело использует уменьшительно-ласкательные слова: иконочка, досочка, стеклышко… Не от приуменьшения их значения – от понимания вторичности материальной стороны иконописи. Последняя ее работа – икона Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Разговор начался с нее.

– Душа, которая к ней обращается, должна задумываться об этом грехе. Но, с другой стороны, должна побеждать любовь к Божьей Матери. Тронуть сердце, смягчить, и, может быть, через время это отзовется в человеке. Перед ней молятся и те, у которых деток долго нет, и те, которые совершили грех аборта. Эта иконочка интересным образом пришла ко мне, чтобы я писала ее. Прошлой зимой я заболела очень сильно. Думаю: «Матерь Божия, если я поднимусь, я напишу тебе икону». А чуть ранее отец Сергий просил меня написать такую икону. У него была полиграфическая иконочка, написанная немного по-любительски. Хорошо бы, говорит, чтобы она была писана на досочке. Я обещала подумать. И тут меня осеняет: вот человек, который ждет икону Богородицы! Икона по обету пишется с трудностями. Я успела две другие иконы сделать. Батюшка молится, укоряет, что я задерживаю. Я ему благодарна. Но каждой иконе свой срок. Некоторые иконы сразу пишутся, другие за несколько подходов, нужно дать им постоять. Бог даст, в недельку-другую закончу эту иконочку, отдам в собор во славу Божию. Верующие, которые знают, что я пишу, отозвались, рамочку собрали, чтобы стеклышком закрыть. Говорят, чтобы иконочка, когда моющими ее протирают, не уходила. Такую от себя лепту внесли.

Недоступная высота простоты

В прошлый раз вы меня спрашивали, видела ли я «Троицу» Рублева вживую? Не видела. Когда я пишу иконочки, открываю журнал, где сохранившиеся работы Рублева Преподобного, и ориентируюсь по ним. Думаю: «Действительно, я ж не видела». И в феврале, перед закрытием границы, перед карантином Господь меня сподобил съездить в Москву. Я специально ехала в Третьяковскую галерею, к старым иконам, к «Троице» Рублева. Там целый зал рублевский. Направили меня туда к Владимирской иконе Божьей матери. Но Господь, когда направляешься к святыням, дает удивительные пути, и получаешь больше, чем думаешь. Так что я почти сутки провела в Третьяковской галерее.

– Какое впечатление от «Троицы» по сравнению с тем, что видели на иллюстрациях?

– На иллюстрациях очень меняется цвет. А там такая тишина, простота и высота! Невольно сидишь и думаешь: «Как же люди… Насколько там духовно и тонко, и спокойно. Люди приходили в воскресенье на службу… «Звенигородский чин», «Троица» – для них это было само собой. Насколько же они были духовнее! Это удивительное такое ощущение. Но самое удивительное, недавно Господь вдруг посылает мне писать «Троицу» Рублева в один из сельских храмов. То, что ты молишься перед иконой… Господь откликается сразу или через время, но – мороз по коже – понимаешь, что это отклик.

– Как вы выбираете, какую икону писать? Или вы не выбираете, вам заказывают?

– По-разному бывает. Вот две иконы, которые я делала летом, большие, почти полтора метра, – в храм Иоасафа Белгородского. Даже не знаю, она меня выбрала или я ее. Батюшка показал мне две иконы, которые были написаны очень любительски, и говорит: «Ты сможешь переделать лики?» А там надо было переделывать все. Я переделала лики, говорю: «Батюшка, давайте переделаем всю икону». И вот то, что стояло долго-долго в каких-то подсобных помещениях, я переделала. Просто, знаете, как… Говорят, переделай Богородице лик. Я сделала лик Богородице, и такое впечатление, что Матери Божьей я личико умыла, а остальное в лохмотьях отправлю. И я как бы свою лепту в храм внесла тем, что сделала две большие иконы, которые сейчас находятся в алтаре строящегося храма Иоасафа Белгородского.

Внутренний свет и свет от свечки

– Сейчас вы чувствуете в себе силы писать по-своему?

– По-своему не очень хочется, потому что это может увести куда-то. Ориентируешься на какие-то основы. Это как служба церковная – у каждого свой голос, а все придерживаются того, что было с первых веков. Потому что должны быть традиции, которых нужно придерживаться. Виденье цвета у каждого немного свое. Свой почерк. Как наклон буковки и все остальное. То же самое и в иконописи. Но все равно нужно стараться сохранить то хорошее, что есть.

– Языки иконописи разные. Какие вы выбрали для себя?

– Был даже специальный Собор, который постановил, что икону следует писать по подобию того, как писал Андрей Рублев. И было такое постановление, что люди, которые не умеют писать, не должны допускаться. Чтобы те, которые будут молиться, не впадали в ропот или что-то еще. А потом, когда стал влиять Запад, и с Запада стали привозить академические образцы, те, которые живоподобные, более чувственные, то со временем и наша традиция стала претерпевать изменения. Красивая Богородица – почему бы и нам не сделать так? Удался такой святой, почему и нам?.. Сейчас это приемлемо. Но все равно для моего внутреннего состояния, для моих ориентиров старая икона важнее. Она более аскетичная, в то же время более добрая, в ней меньше чувственности, но больше любви. Разница как между страстью и любовью. Тихое, спокойное умиротворение вносит икона, которая старая. Даже без привязанности к Рублеву… Если войти в зал древнерусской иконы в Третьяковской, вся она такая теплая. Щечки, выпуклости, они будто светятся светом от свечечки. Внутренний свет и свет от свечки. Таинственные такие переходы. Мне это нравится. Мне это близко. Поэтому я этого и держусь. Конечно, какие-то наработки уже есть, но они для меня – не ввысь, не открыть космос, а сохранить то, что Богом дано. Может, это кажется со стороны скучным, но для меня это много.

Они как дети. У них свое предназначение

– Юля, как вы организуете свою работу?

– Половина успеха – внутренняя организация. Ей помогает заказчик, который то и дело спрашивает: «Как иконочка?» Поэтому у меня с этим все в порядке. Я рисую не в вечность, а конкретному человеку, в конкретный храм и в срок. Бывает, над каким-то кусочком работа затягивается. В мастерской тебе бы не позволили так много над ним работать. Но ты знаешь, что это того стоит. Знаешь, с какими надеждами будут подходить люди, будут просить. Твою иконочку будут воспринимать уже не как живопись, а как окошко туда… Поэтому ответственность в этом плане есть, конечно.

Стараюсь молиться, чтобы Господь помог сделать это правильно, но… Если чувствуешь, что сейчас чего-то не в состоянии сделать, лучше сделать маленький перерыв, чтобы затем работать с большей отдачей. Где-то надо серединку находить между «надо» и перерывами…

– Наверное, как с детьми…

– Иконочки и воспринимаются как дети. Смотришь на нее, думаешь, какая же она будет? Потом делаешь. Потом настолько привыкаешь к каждой складочке, глазику, что воспринимаешь, как давно-давно знакомую. Отдавать – немножко грустно. Только закончила, она такая красивая – отдавать. А с другой стороны радостно, потому что понимаешь, что она будет исполнять свое предназначение. Это в радость. Она живет своей жизнью. Да, ты когда-то прикоснулся к ней, но воспринимаешь уже не как свое, а как икону…

Если есть хорошее что-то в моей жизни, то по молитве духовной и дивной милости и любви Божьей. Причем помощь Божья несоизмерима с духовным усилием человека. Человек протягивает руку, а Бог несет его на руках.

Иной читатель, возможно, скажет: «Ну и зачем мне, человеку иной веры/атеисту, знать о том, как работает православный иконописец?» Академик Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики и, между прочим, большой знаток и популяризатор искусства иконы, писал: «Считаю, что без высшего начала (а существование души не может не быть свидетельством высшего начала) жизнь настолько омерзительна, что лучше не жить. Если нет ничего высокого, идеального в нашем существовании, то это не для меня». На наш взгляд, стремление к поиску высшего смысла жизни интересно независимо от формы, в которую оно облечено. Интересно и достойно уважения. Важно, чтобы оно было.

shans.com.ua

Поділитися в соціальних мережах
26 лютого
Видатного українського лікаря Сергія Лисенка нагородили Міжнародною премією миру (Німеччина – США)
30 грудня
«Аврора» передала 220 шоломів захисникам
02 вересня
В Черкассах есть свои Месси и Роналду: итоги футбольного первенства
24 червня
СБУ заявила, що нардеп Деркач завербований російською розвідкоюВІДЕО
З 1 вересня в українських школах планують розпочати переважно очне навчання – ОП
Українські військові вийшли з Сєвєродонецька – журналіст
Кремль відреагував на кандидатство України в ЄС: “головне, аби не було проблем для РФ”
У Херсоні підірвали колаборанта
Під Рязанню в Росії впав Іл-76
Українська авіація завдала потужних ударів по росіянах
США надають $450 млн військової допомоги Україні, у пакеті – РСЗВ та патрульні катери
Україна отримала статус кандидата на вступ в ЄС
23 червня
НБУ “надрукував” для уряду ще 35 мільярдів
McDonald’s може відкритися в Україні в серпні – Forbes
Перші американські HIMARS вже в Україні – Резніков
Суд заборонив партію Вітренко
Документи про завершення освіти будуть доступні в “Дії”
Європарламент підтримав кандидатський статус для України і Молдови
У Львові у закритому режимі готуються судити Медведчука
Британська розвідка: сили РФ просунулися в бік Лисичанська на 5 кілометрів
Влучання блискавки, утоплення, втрата свідомості: як надати домедичну допомогу
Зеленський: Пришвидшення перемоги – наша національна мета
22 червня
Вчителі з регіонів, де відновлять офлайн-навчання, мають повернутися на роботу – Шкарлет
Шольц: Німеччина продовжить постачати зброю Україні
В Україні повністю зупинено нафтопереробку – Вітренко
Туреччина заявила, що досягла прогресу з Росією щодо вивезення українського зерна
Росіяни випустили 7 ракет по Миколаєву – Кім
Європі порадили готуватись до зими без російського газу
У Ростовській області горів нафтопереробний завод, соцмережі писали про удар з безпілотника
ЄС офіційно визнає Україну кандидатом на вступ: проєкт рішення