Провал Бандераса. Почему люди не ходят на украинское кино, на которое тратят все больше бюджетных денег

Новые украинские фильмы, о войне, атошниках и “плохом” Донбассе массово проваливаются в прокате. Но государство с каждым годом тратит на такое кино все больше денег. Со 175 миллионов три года назад госфинасирование кино дошло до миллиарда в бюджете на 2019 год.

При этом в кинематографе Украины не появилось ни новых имен, ни культовых фильмов. Если украинское кино начиналось с имен Довженко, Параджанова и Курбаса, то спустя годы история отечественного кино редко пополнялась новыми лицами такого же масштаба – а рынок  кинопродукции на 95% заполнен зарубежными фильмами.

В помощь украинскому кинематографу государство бросило спасательный круг – денежные вливания, которые, к тому же еще и ежегодно увеличиваются. Тем не менее кассовые сборы фильмов не впечатляют. А проведенный Счетной палатой аудит показал, что механизм финансирования украинского кино выглядит сомнительно.

“Страна” проанализировала подводные камни украинского кинобума.

Как провалились “Донбасс” и “Позывной Бандерас”

Недавняя премьера фильма “Позывной Бандерас” вызвала резонанс. Но причиной послужил не сам фильм, а его провал в прокате.

Впрочем, у сценариста киноленты другое мнение – фильм провалился из-за отсутствия рекламы и из-за происков неких врагов, которые “пытаются скрыть” кино от зрителя. А в перспективе к власти в Украине могут прийти “рашисты”, и тогда киноленте, пишет один из ее создателей, вообще не поздоровится.

“Если фильму “Позывной Бандерас” не дадут шанс на второй прокатный уикенд, то это очевидно будет  подтверждением саботажа патриотического украинского кино. Есть информация, что фильм готовятся снять с проката из-за плохих сборов, которые на самом деле не так уж плохи ввиду полного отсутствия рекламы! Поэтому спешите увидеть кино, которое от вас пытаются скрыть! Другого времени может и не быть, особенно если вскоре на выборах победят рашисты”, – сообщает на своей странице в фейсбук автор сценария Сергей Дзюба.

Правда, есть и другое мнение. В соцсетях огромное количество отзывов, которые иначе как халтурой с плохим сюжетом этот фильм не величают.

“Если бы фильм “Позывной Бандерас” снимался исключительно на частные средства, то его провал был бы личным провалом команды и инвесторов. Но его частично финансировало государство, фильм был одним из победителей Девятого конкурсного отбора кинопроектов и получил от Госкино половину бюджета – 19 млн 663 тыс. Гривен. Поэтому, в каком-то смысле, это наш общий провал”, – пишет главный редактор “Телекритики” Мария Хрущак.

“По стилю – советский (!!!!!) фильм о чекистах времен гражданской войны. Понятно, что тем, кто моложе меня лет на 20, а тем более на 30, не очень понятно о чем я говорю. Был такой жанр – чекисту надо разоблачить пробравшегося агента белогвардейцев, а заодно уничтожить банду, действующую в ближайшем лесу. Только здесь вместо белых или басмачей – сепарня, а вместо офицеров английской Интеллидженс сервис – русские полковники ФСБ”, – пишет медийщик Артем Филиппенко.

“Просто набор ходульных образов, штампов, взятых как из советского, но большей частью американского кино. Например, порадовала, девочка, которая из АК-74 попадает главгаду конкретно в колено. Ладно, метров с 30. Сука, стрелять учат по ростовым, грудным и прочим мишеням, но никак не по ногам. И понятно, что ты четко знаешь, что русский снаряд прилетит в хату именно той ватницы, которая кричала что-то про бандеровцев. Повторяю, ляпов и штампов дохера, перечислять их не буду. Можете посмотреть сами…

Даже ходульные образы можно сыграть и обыграть хорошо. Это кино, кино игровое. Но актеры просто произносят некий текст, фразы и диалоги, зачастую с каменными лицами, на которых нет эмоций – ни страха, ни ненависти, ни боли, ни-хе-ра”, – резюмирует автор.

Да и цифры неумолимы. Общий бюджет картины составил почти 40 млн грн, при этом половина из этой суммы – государственное финансирование. Но за три недели проката фильм сумел собрать лишь два миллиона.

И таких случаев на украинском кинорынке немало. К примеру, фильм “Донбасс” режиссера Сергея Лозницы, который будет представлять Украину на кинопремии “Оскар”, имеет еще худшие показатели – общая смета фильма 70 млн грн из которых почти 17 млн грн – это государственная поддержка. А вот кассовый сбор составляет 1,5 млн грн.

На сегодняшний день на широкие экраны за 2018 год вышло более 10 украинских киноработ, которые снимались в том числе и за госсредства. “Страна” на основе данных кинематографических веб-сайтов составила сравнительную таблицу – суммы государственного финансирования и сбора в прокате.

Украинские фильмы, вышедшие в 2018 году

Исходя из статистических данных, большая часть фильмов, вышедшая в 2018 году не смогла покрыть хотя бы часть бюджетного финансирования. Неизвестной остается судьба еще трех киноработ, не вошедших в таблицу – но освоивших 30 миллионов от государства.

При этом, как видно, с большим отрывом по кассовым сборам лидируют две совершенно не “идеологически выверенные” киноленты – комедии “Украденная принцесса” и “Сумасшедшая свадьба”.

Почему не ходят на “патриотическое кино”?

Бывшая глава Госкино Анна Чмиль считает, что одной из причин непопулярности отечественного кино является его тематика.

“Для того, чтобы украинский зритель пошел на украинский фильм надо понимать, что он хочет увидеть на экране, на что есть спрос? Да, сейчас у нас в стране война, актуален поэтому фильм “Киборги”, который хорошо пошел в массы, но параллельно с ним ведь еще огромное количество других проектов начинают снимать, которые тоже связаны с войной. Простите, но это уже какой-то коньюктурой пахнет, и эти проекты не самого лучшего качества”, – сказала “Стране” Чмиль.

“Я не исключаю, что здесь играет свою роль социально-экономическая причина, потому что кино – это достаточно дорогое удовольствие и на самом деле люди думают, на какое конкретно кино идти, если вообще идти? – рассуждает политолог Алексей Якубин. – Одно дело сходить в кино людям больших мегаполисов. И то здесь есть разная ценовая политика. А другое дело, если ты знаешь, что у тебя есть выбор между одним и другим кино, то ты подумаешь – идти ли на кино, которое изначально обозначено, как патриотическое, понятно, что будет некая идеологизация или можно просто пойти на кино, которое скажем будет нейтральным и от которого ты получишь удовольствие и заряд позитива? Значительная часть людей выбирает нейтральное кино. Ведь люди ходят в кинотеатры не для того, чтобы получить очередную долю пропаганды, ее и так впринципе достаточно по телевизору и в интернете. Они хотят пойти в кино и расслабиться. Они не хотят, чтоб им еще и в кинотеатре навязывали какую-то точку зрения. Не хотят воспринимать то, как им навязывают определенную картину на прошлое или на современные события”.

25-й кадр госфинансирования

Кроме тематики и режиссуры, к причинам непопулярности украинского кино стоит отнести и коммерческую составляющую – шанс поживиться на госсредства никто старается не упустить, поэтому порой и забывают для чего вообще снимается кино. Режиссер Владимир Онищенко объясняет это на примере работы продюсера.

“Зарубежный продюсер, вкладывая свои деньги в работу сразу задумывается над тем, как он сможет эти деньги вернуть впоследствии, а наши действуют по другому плану: завысив сметную стоимость производства, они сразу берут себе 10% от госфинансирования, а потом – трава не расти! Эти 10% законом не запрещены, но объясняют тот факт, почему большая часть бюджетных денег идет именно в частные, а не государственные кинокомпании” – рассказывает Онищенко.

“Схема госфинансирования украинского кино имеет 25 кадр, – образно описывает ситуацию “Стране” источник на кинорынке. – Как это работает? Государство подписывает соглашение с компанией- производителем, в котором договариваются о софинансировании. Зачастую это бывает 50/50. К примеру 25 млн грн от государства и 25 млн грн собственных средств. На деле же ситуация выглядит иначе – компания на 25 млн грн государственных средств полностью снимают фильм, но указывает, что бюджет киноработы составляет 50 млн грн. При этом часть от госфинансирования продюсер компании забирает в свой карман через различные приписки, завышенные цены и прочие подобные схемы. За год одна компания-производитель может получать финансирование от государства на несколько фильмов. К примеру, при бюджетной поддержке 3 фильмов по 20 млн грн за каждый, компания продюсера легко зарабатывает чистыми 6 млн грн”.

Как финансируют кино в Украине

За последние годы финансирование по бюджетной программе – создание национальных фильмов – увеличивается с каждым годом. Если в 2015 году эта сумма составляла 175 млн грн, то в 2016 году она достигла 254 млн грн, а в 2017 году и вовсе полумиллиарда.

Такая же сумма была запланирована и на текущий год. А на 2019 год в киноиндустрию вкачают больше миллиарда гривень. 700 миллионов отдадут Минкульту на патриотические фильмы. А еще 508 миллионов получит Госкино.

Таким образом, финансирование кино, которое (за редким исключением) проваливается в прокате, выросло за последние годы практически на 600%.

При этом в Минкульте далеко не согласны с тем, что патриотическое кино уже всем надоело – поэтому и в наступающем году средства пойдут именно на него. Еще весной министерство объявило о конкурсе кинопроектов патриотической направленности. Общийзапрос на финансирование для полнометражных фильмов составил 2,4 млрд грн.

Объемами потенциального финансирования на своей странице в фейсбук похвастался и премьер-министр Владимир Гройсман, призвав ходить в кинотеатры.

“Украинское кино становится все более популярным. В 2018 году были завершены съемки 29 кинолент, а еще год не закончился. Чтоб темпы съемок наших фильмов не уменьшались, в следующем году мы выделяем 1 млрд на поддержку кинематографа. Классных украинских лент станет еще больше. Приходите в кинотеатры!” – заявил Гройсман.

Китель офицера вермахта за 8000 в день. Как осваивают бюджетные средства

Впрочем, пойдет ли этот миллиард именно на производство кино – или хотя бы повышение его качества – неизвестно. Пока что деньги часто тратятся на схемы, напоминающие откат или же банальное воровство.

На конкурсе фильмов, объявленном весной в Минкульте, уже наметились попытки махинаций. Чтобы увеличить шансы на победу, компании подавали несколько своих работ одновременно, а в некоторых случаях разные фирмы имели одних учредителей – что увеличивало их шансы на победу.

По результатам второго отбора обозначилось 99 киноработ – в их число вошли компании, которые ранее упоминались как сомнительные в отчетах Счетной палаты.

К примеру, компания “Директория кино” за два года активного финансирования получила от государства почти 52 млн грн. Однако деньги, которые перечислялись на создание фильма “Пофарбоване пташеня”, частично уходили совершенно на другие работы.

Параллельно “Директория кино” заключила договора с инвесторами, которые обязывались оплатить часть бюджета, не покрытую государством. Проблема в том, что реальные суммы, полученные от инвесторов, оказались намного ниже, чем “Директория” указывала в изначальных контрактах: то есть фильм по факту мог стоить дешевле, чем указали его создатели, требуя себе денег из госказны.

Удивительными оказались и расходы на аренду немецкой формы, которую компания брала для съемочного процесса. В то время, как на студии им. Довженко подобные костюмы обходятся в сутки от 60 до 100 грн за единицу, “Директория кино” один офицерский костюм арендовала по цене 8 тысяч гривень в день.

В самой компании с результатами аудита не согласны. Представитель “Директории” в телефонном комментарии “Стране” отрицает нарушения.

“У нас все в порядке, и наш бухгалтер предоставлял все документы об этом в Счетную палату, поэтому это всё неправда и мы со всем разобрались. Как будет бухгалтер на месте – он с вами свяжется и все расскажет” – заявили в компании. Пока со “Страной” из “Директории кино” никто не связался.

К слову, в числе учредителей фирмы значится Владимир Филиппов, который на период 2015-2017 годов был главой общественного совета при Госкино. Также он является учредителем компании “ИнсайтМедиа”,  которая за два года была получила 53 миллиона от государства – и претендует на госсредства также в нынешнем году.

Компания “Фреш Продакшн Ю Ей” во время своих многочисленных съемок использовала недешевый реквизит. К примеру, аренда двух салфетниц и маскировочных сеток обошлась в 45 тысяч гривень, а пять столов со стульями стоит 27 тысяч – в то время, как подобная мебель на студии имени Довженко обходится в два раза дешевле.

С 2017 года, по данным Prozorro, “Фреш Продакшн Ю Ей” получила госфинансирования почти на 35 млн грн. В 2016 году, по данным национального совета кинематографистов Украины, она получила 12,6 млн грн.

В компании “Татофильм”, если верить отчету Счетной палаты, взяли в аренду топор, который в магазине стоит 300 гривень. При этом компания заплатила за аренду в десять раз больше.

Настоящим “25 кадром” на рынке украинского кино является случай со съемкой четырех мультфильмов, которые снимала компания “Укранимафильм”. В 2015 году Госкино подписало договор с этой компанией. Но выяснилось, что производством занимался не “Укранимафильм”, а субподрядчик. По совпадению – продюсером подрядной конторы выступал Эдуард Ахрамович, возглавлявший и “Укранимафильм”. А чистый заработок субподрядчика составил почти 6 млн грн.

Почему именно такое управленческое решение было принято Ахрамовичем, мультипликатор “Стране” не пожелал отвечать.

“Нарушений нет”. Реакция киноведомств

Да 2018 года конкурсным отбором киноработ на государственную финпомощь занималось агентство по вопросам кино. И там проблем с выводами Счетной палаты не увидели.

“В аудите Счетной палаты не указано, что компании “Директория кино”, “Фреш Продакшн Ю Ей”, “Татофильм”, “Фест-Земля Плюс” и Ахрамович Е.С. неррационально использовали госсредства, а ранние рекомендации Счетной палаты агенство выполняет” – сообщают “Стране” в агенстве.

Министерство культуры, которое в этом году проводит киноотбор, тоже оправдывает допуск  сомнительных компаний. Например, наличием необходимого пакета документов для конкурса.

“Порядок проведения конкурсного отбора кинопроектов, подразумевает перечень документов, которые подает субъект кинематографии для участия. После проверки полноты документов и их соответствия требованиям компании “Директория кино”, “Фреш Продакшн Ю Ей”, “Фест Земля плюс” были допущены к конкурсному отбору, как те компании, которые подали документы в связи с необходимыми требованиями” – сообщают “Стране” в Минкульте.

Кто отбирает кино для украинцев

По словам бывшей главы государственной службы кинематографии Анны Чмиль, в конкурсах на госфинансирование большое значение имеет не то, кто его проводит, а кто оценивает.

“Все полагаются и прячутся за мнение экспертов, которые оценивают и выбирают экспертным составом фильмы, которые будут финансироваться за счет бюджетных средств. Но кто эти эксперты? Откуда они знают запросы социума на отечественное кино?” – говорит Чмиль

Состав судей в нынешнем году исчисляется 13 экспертами, которые так или иначе имели свои собственные выгоды от конкурса. Так, членами жюри стали представители компаний, которые непосредственно принимали участие в конкурсном отборе. Несмотря на такой конфликт интересов, Министерство культуры уверяет – конкурс был честным.

“Члены экспертного совета обязаны не допускать конфликт интересов во время рассмотрения кинопроектов, поэтому все члены комиссии, которые имели конфликт интересов, подали сообщение об этом в экспертный совет и не оценивали определенные киноработы” – заявляют “Стране” в министерстве культуры.

Источник: https://strana.ua/

Поділитися в соціальних мережах