Бихевиоризм: воспитание и обучение детей
Бихевиористическая концепция ставит в центр внимания исследователей поведение и его зависимость от внешнего мира. Основной измерительной единицей является определенный тип поведения (реакция), который возникает в ответ на влияние окружающей среды (стимул).
По типу воздействия (стимула) можно прогнозировать поведенческую реакцию. А с помощью анализа реакции можно сделать вывод об особенностях вызвавшей ее внешней ситуации. Новые, неврожденные типы рефлексии формируются путем повторения и обусловливаются конкретными причинами.
Возникновение и значение бихевиоризма в мировой психологии
Почву для зарождения этого направления подготовил Э.Торндайк в конце ХІХ века. Он развил в своей теории идею проб и ошибок, исследовал взаимосвязь внешних факторов (ситуации) и ответов организма (реакции). Эту связь психолог назвал коннексией.
Официальное появление бихевиористского учения относится к 1913 году, когда вышла работа «Психология с позиции бихевиориста». Ее автор Дж.Уотсон исключил сознание из области своих исследовательских интересов, но вместо этого наблюдал факты человеческого поведения. Он считал, что все действия так или иначе спровоцированы внешним воздействием.
Представителями упомянутой концепции также являются:
- Э.Толмен;
- К.Голл;
- Дж.Роттер;
- Б.Ф.Скиннер;
- В.Бехтерев.
Как воспитывать детей согласно принципам бихевиоризма?
Главное положение бихевиоризма гласит о том, что на человеческое поведение можно влиять с помощью той или иной системы рычагов. Это значит, что и процесс обучения можно контролировать в каждом отдельном случае, прогнозируя возможные реакции ребенка. Соответственно, способы подачи материала определяются зависимо от интересов детей, а не педагогов. Так, дети младшего возраста любят играть, поэтому большую часть учебных упражнений для них следует подавать в игровой форме.
Сначала необходимо изучить психологические особенности индивида: его темперамент, характер, увлечения, интеллектуальные способности. Затем образовательная и воспитательная программа корректируется таким образом, чтобы учесть всю эту информацию и сделать особенный акцент на сильных сторонах учащегося. Ведь чтобы по-настоящему мотивировать ребенка, необходимо понять его как личность. Поэтому каждый педагог отчасти должен быть и психологом, чтобы справиться с этой ответственной задачей.
Как достичь максимального результата в обучении ребенка?
Если ваши дети не успевают в школе, всегда есть возможность дополнительного обучения. Некоторые родители желают сами заниматься с детьми. Но если они не владеют необходимыми психолого-педагогическими навыками, такие занятия не принесут желаемых плодов. Лучше доверить дело профессионалам – отвести ребенка на курсы или обратиться к репетитору.
Педагог с большим опытом может после одного-двух занятий определить психотип ребенка и разработать для него учебную программу, которая будет действительно результативной. Найти преподавателя надлежащей квалификации всегда можно с помощью сервиса «Парта». В своей практике репетитор полагается на концепцию бихевиоризма, а именно:
- сначала развивает память и другие навыки восприятия информации;
- затем обучение переходит в стадию интерпретирующей активности, то есть разного вида работы с информацией;
- на наивысшем уровне учебной практики ребенок уже легко анализирует и оценивает данные, сам составляет последовательную систему решения сложных задач.