Сумские депутаты обеспокоены недофинансированием
Руководство Сум и депутаты Сумского горсовета уже давно обеспокоены тем, что государство, продолжая расширять сферы ответственности местных громад и делегировать им свои полномочия, не подкрепляет их соответствующим финансовым ресурсом. Поэтому на последней сессии Сумского горсовета 26 февраля депутаты приняли обращение к Кабмину по поводу хронического недофинансирования делегированных полномочий, пишет shans.com.ua.
Сумские избранники не отрицают, что после изменений, которые произошли в Налоговом и Бюджетном кодексах Украины с 1 января 2015 года, органы местного самоуправления получили гораздо больше возможностей и финансовых ресурсов. Собственные доходы Сум выросли в три раза – с 622,6 млн. в 2014 году до 1,77 млрд. в 2019-м. На 2020-й запланировано 2 млрд. грн. (темп роста по сравнению с 2014 годом – в 3,2 раза).
Но вместе с увеличением доходов существенно выросли и расходы местных бюджетов на выполнение переданных государством полномочий, поскольку эти полномочия не обеспечиваются (или обеспечиваются не в полном объеме) соответствующим финансированием из госбюджета. Так, за 2015-2019 годы Сумской горсовет потратил на это 1,5 млрд. грн., которые могли бы быть направлены на развитие громады. Из них 518,3 млн. – только за 2019 год. На 2020 год на выполнение делегированных полномочий Сумской ОТГ не хватает 580,7 млн. грн. В частности, на сферу образования – 160,2 млн. (плюс 98,5 млн. – на ПТО), здравоохранение – 117,8 млн., финподдержка пяти ДЮСШ – 11,1 млн., льготы на проезд и другие предусмотренные законодательством льготы – 82,3 млн., льготный проезд участников АТО (субвенция облбюджету) – 3,4 млн., разница в тарифах КП «Горводоканал» – 60,6 млн., другие полномочия – 46,8 млн. Большую часть этих расходов горсовет, как обычно, вынужден был заложить в своем бюджете. Но, конечно же, такое положение дел не может устраивать ни городскую власть, ни громаду.
Поэтому депутаты направили правительству целый ряд предложений, как можно обеспечить местным громадам дополнительный финансовый ресурс на выполнение делегированных полномочий. Во-первых – увеличить процент зачисления подоходного налога в местные бюджеты до 80%. В Сумах поступления этого налога на 2020 год запланированы в сумме 1,33 млрд. грн., а в случае изменения процента до 80% доход был бы 1,78 млрд. грн., то есть на 444 млн. больше, что могло бы хоть частично компенсировать расходы на перевозку льготников и другие. Также предлагается увеличить зачисление в горбюджет платы за админуслугу по оформлению, обмену документов, подтверждающих гражданство Украины, с нынешних 70% до 100%. Это увеличило бы доходы Сумской ОТГ по указанной статье с 9,8 млн. грн. в 2019 году до 14 млн. грн. Кроме того, депутаты просят оставить местным бюджетам акцизный налог с топлива (на 2020-й запланировано 65 млн. грн.); провести индексацию нормативной денежной оценки земли и имущества; усилить контроль (ответственность) за уплатой подоходного налога по месту фактической деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Отдельный больной вопрос – несправедливое распределение дополнительной дотации из госбюджета на содержание заведений образования и здравоохранения. Сейчас эта дотация выделяется областному бюджету, а потом уже руководство области распределяет ее по городам и районам. Из года в год Сумы, где проживает четверть всего населения области, получают из этой дотации буквально копейки. Так, на 2020 год для сведенного бюджета Сумской области предусмотрено 254,2 млн. грн. указанной дотации. Из них для бюджета Сумской ОТГ выделили всего 2,7 млн. (1,1%), при том что реальный объем расходов по содержанию мед-учреждений и заведений образования, которые с 2017 года переданы на финансирование местных бюджетов, составляет 174,6 млн. грн. (144,9 млн. по медицине и 29,7 млн. по образованию). Поэтому сумские депутаты просят, чтобы дополнительная дотация распределялась равномерно и выделялась напрямую из госбюджета всем местным бюджетам. Кроме того, депутаты считают, что субвенции на гемодиализ и инсулины должны выделяться в полном объеме, ведь от этого зависят жизни людей, а финансирование заведений профтехобразования – передано на областной уровень.
Также сумские избранники настоятельно просят вернуть госсубвенцию на перевозку льготников и выплатить компенсацию на погашение разницы в тарифах для КП «Горводоканал». Отсутствие последней вынуждает Сумской горсовет выделять предприятию десятки миллионов гривен в год из горбюджета, чтобы оно могло рассчитаться за электроэнергию (на 2020-й запланировано пока 26 млн.). На сегодня задолженность госбюджета по разнице в тарифах по КП «Горводоканал» составляет 78,8 млн. грн., а задолженность предприятия за электроэнергию – 60,6 млн.
Депутаты приняли обращение большинством голосов. Но прислушается ли к ним правительство? Судя по реакции Киева (точнее, отсутствию таковой) на большинство предыдущих обращений Сумского горсовета, надеяться на это вряд ли стоит…