Куда обращаться жителям Сумщины, если товар оказался несвежим?
Глуховчанка Алеся ждет ребенка и старается хорошо питаться. Недавно они с подругой зашли в магазин «Продуктова хатка», чтобы купить чего-нибудь мясного.
«Выбрали буженину по цене сто гривен за килограмм, – рассказывает ее подруга. – Я попросила продавца дать что-нибудь посвежее, потому что это для беременной. Продавец взвесила кусочек буженины за 38 грн. с копейками, заверив, что она свежая. Однако дома, уже съев пару кусочков, Алеся вдруг обнаружила на оставшейся буженине плесень. Очень испугалась! У нее еще и тяжелая беременность, угроза прерывания, и волноваться ей нельзя. Она легла, постаралась успокоиться, но спустя какое-то время ей стало плохо, и без того беспокоящий живот разболелся еще больше. Алеся запаниковала, и мы пошли в магазин разбираться».
Женщины собирались отдать остатки испорченной буженины и попросить обратно деньги. Но получили от продавцов шквал негодования. Мол, а чего они пугают других покупателей своими жалобами на эту буженину! Видели же, что она уцененная, с желтым акционным ценником! Но ведь женщины просили мясо посвежее, а не испорченную уценку… В итоге, хоть и со скандалом, 38 гривен им вернули.
Журналисты побывали в этом магазине и поговорили с его руководством. Продавцы и директор уверяют, что покупательницы знали, что берут уцененную буженину. Поэтому должны были быть готовыми к тому, что продукция не идеальная. Уценили мясо из-за того, что оно обветрилось. Никакой плесени на нем нет. А покупательницы отстаивали свои потребительские права неадекватно – кричали на весь супермаркет.
К сожалению, подобные ситуации – не редкость. Как должен поступать в таких случаях покупатель и может ли он рассчитывать на правовую и другую помощь сейчас, в период локдауна? Начальник отдела энергоменеджмента и поддержки предпринимательства управления социально-экономического развития Глуховского горсовета Александр Краснощек, в чьи обязанности входит и разъяснительная работа с потребителями по их правам, объясняет, как действовать покупателю, недовольному качеством продукта. Первым делом нужно найти чек, выданный в магазине. Затем отнести образец продукта в лабораторию (бывшую санстанцию), а после этого, с заключением и результатами сделанного анализа, письменно обратиться к частному предпринимателю, владельцу торговой точки. Если ответ отсутствует или не удовлетворяет, то нужно идти в Госпродпотребслужбу, представители которой находятся в помещении Глуховского отделения Сумского лабораторного центра.
А что думает по этому поводу директор лабораторного центра Марина Матвиенко? По ее словам, уже сама по себе продажа уцененных продуктов питания – грубое нарушение. По какой бы причине ни был уценен товар – хоть по внешнему виду, – его уже нельзя употреблять в пищу. Тем более если речь идет об обветренном мясе. Значит, была нарушена вакуумная упаковка и не закрыт пленкой срез. А это чревато попаданием инфекции. Сам факт, что в магазине продавали такое мясо, – уже вопиющий, ведь желтые ценники разрешены только для непродовольственной группы товаров. «То, что у нас продается под видом уцененки, – по закону должно идти на утилизацию, а не людям на стол», – говорит Марина Матвиенко, и с ней солидарны и ее коллеги из Госпродпотребслужбы. Так, Сергей Кравченко, курирующий вопросы реализации некачественных продуктов, в который раз призывает читателей не покупать уценку под видом акции в торговых точках. Но все понимают, что покупатели берут уценку не от хорошей жизни, думая, авось пронесет. Но ведь пронести может и в другом смысле…