Почему власть Сум увековечивает сомнительных исторических личностей?
Уже не первый год на эту тему в Сумах активно спорят специалисты, краеведы и общественники. Одни считают, что нужно увековечить одного из сумчан – Семена Сапуна, лидера областной сети ОУН, который в 1942 году погиб вместе с другими горожанами в овощехранилище на ул. Горького во время Великой Отечественной (тогда при отходе немцы забросали гранатами несколько сотен человек, затем залили горючей жидкостью и подожгли). А другие не понимают такой необходимости. Почему – в очередной раз разбирались на заседании комиссии по вопросам увековечения памяти выдающихся личностей и событий.
Напомним, что отдельные активисты сначала предлагали назвать именем Сапуна ул. Горького, теперь же – установить ему памятник. Причем на той же улице, напротив бывшей Ковпаковской райадминистрации (где сегодня – центр предоставления админуслуг), на треугольном газоне. По утверждению автора проекта Александра Антонца, Сапун – человек, который «немножко сотрудничал с оккупационной властью, а на самом деле занимался вопросами борьбы за независимость Украины». Он проанализировал несколько книг и понял, «что это личность неординарная и достойная увековечения. Он действительно активный борец за независимость Украины еще в советское время».
«Сам памятник лидеру областной сети ОУН представляет собой 15-метровую плиту, которая символизирует движение, – рассказал А.Антонец. – На ней размещены глыбы, на самой большой из которых, центральной, расположен бюст Сапуна. Другие глыбы не авторизованы, они олицетворяют собой подпольщиков (по-видимому, оуновцев, которые в Сумах якобы вели борьбу за независимость Украины), чьи имена остались неизвестны».
По мнению автора памятника, его творение призвано заставить сумчан заинтересоваться и попытаться понять, кем на самом деле был Сапун и его последователи. Но сделать это довольно трудно. Так как и сами историки признают, что Сапун – в большей степени сумской миф… Не зря же общественное обсуждение похоронило идею местных националистов дать улице Горького имя Сапуна.
Неудивительно, что некоторые архитекторы на комиссии тоже задали вопросы: «В целом работе (проекту памятника) можно дать высокую оценку, но хотелось бы уточнить больше о Сапуне: каким образом он сотрудничал с фашистами, за что его посадили и с каким приговором расстреляли? Какой именно подвиг мы увековечиваем? Да, он был членом УПА, редактором газеты, писал статьи, к слову, очень неоднозначные. Было немало антисемитских высказываний. Так кому же этот памятник?!»
Представители сумской «Просвіти» ответили, что, мол, в 40-е надо было организовывать группы ОУН-УПА на оккупированной территории, и потому Сапун стал главным редактором газеты «Сумской вестник» (чтобы использовать возможность создавать образовательные ячейки и учить детей) и возглавил «Просвіту» – чтобы действовать от имени ОУН на оккупированной территории под видом лояльности к немецкой власти. «Но немцы получили информацию о готовящемся восстании ОУН, и 38 человек, которые находились в организации Сапуна, схватили. Их расстреляли за подготовку восстания против немецкой власти. А сожгли вместе с теми, кто был в тюрьме».
А. Антонец еще раз подчеркнул, что главный лозунг его скульптуры: «За соборную, свободную Украину». К тому же, по его мнению, здесь же можно разместить QR-код, а там уже все будет понятно – по ссылке можно прочитать всю историю.
А был ли герой?
Вот только с историей-то как раз и незадача. Наверняка националисты захотят дать только свою ее часть. А ведь есть и другая сторона. Еще во время обсуждения переименования ул. Горького журналист и историк по образованию Елена Приймач на основе архивных данных УСБУ в Сумской области сделала вывод, что Семен Сапун – не та историческая личность, которую нужно приводить в пример молодому поколению:
– Сапун работал в Сумах и сотрудничал с немецкими оккупантами, возглавлял государственные курсы немецкого языка, поощрял и призывал сумчан ехать работать в Германию. Говорят, что он был руководителем «Просвіти», – но это не так. «Просвіту» он только пытался создать. Подал заявку в отдел образования и пропаганды. Ему сначала дали добро, Сапун начал собирать членские взносы, но после ему отказали. И «Просвіти» в Сумах не было! Она не была организована, никакой деятельности в Сумах «Просвіта» не вела. Вот цитата из одного из допросов: «За 2-3 недели после начала организационной работы от Сапуна я узнал, что немецкая комендатура не позволила организовать «Просвіту». Это было в конце марта 1942 года. С этого времени вся работа по организации «Просвіти» была остановлена». Так о чем говорить? К тому же Сапун получил разрешение на организацию украинской гимназии, но и она не была открыта. Почему же тогда оуновца убили в 43-м? Действительно, в тот момент по всей Украине уничтожали националистов. Но из всех арестованных националистов в Сумах были расстреляны только 4 человека. Два из них – эмиссары из Львова и двое – из Сум. Один – Сапун и второй – бухгалтер курсов. Потому что на курсах по штату было около 50 преподавателей, а на самом деле – всего 3 или 4. А это были государственные курсы, Сапун получал деньги на подставных людей. За это его и расстреляли. Интересна и история его семьи. Его младший брат был руководителем районной полиции на Полтавщине и был расстрелян за это. Его племянник тоже был полицаем…
Понимая неоднозначность ситуации, замначальника горуправления архитектуры Ольга Бондаренко предложила членам комиссии перенести рассмотрение вопроса и запросить дополнительные сведения: «Потому что наша дискуссия в основном не об образе памятника, а о личности Сапуна. Вот я и предлагаю обратиться, например, в краеведческий музей и попросить дополнительную информацию».
Но, как ни странно, первый заммэра Владимир Войтенко, который 9 Мая возлагал цветы сумским освободителям и погибшим героям, не постеснялся заявить: «Я уверен, что этот мемориал появится в городе. Я бы поддержал его и вынес этот вопрос на исполком, но с докладом – исторической справкой прямо на заседании».
«Гребаный стыд!»
Так члены комиссии и решили. Однако сумчане, которые хорошо знают историю Великой Отечественной войны и непосредственную роль оуновцев в событиях тех лет, снова возмущены таким отношением чиновников к истории и к своему городу в частности. Так, депутат Сумского горсовета Игорь Перепека разместил в соцсети гневный пост: «По поводу «спорудження пам’ятника видатному діячу, нашому земляку Семену Сапуну і всім репресованим тоталітарним режимом у 30-40-і роки ХХ століття»… Ну, во-первых, он не наш земляк, он с Полтавщины. Во-вторых, он самый что ни на есть предатель, а не жертва режима. Был расстрелян своими хозяевами-фашистами. Потому как не смогли поделить права на Украину, а побеждает всегда в таких делах сильнейший. В-третьих, если уже и не знаете, куда его поставить, то ставьте на улице Бандеры или Шухевича. По крайней мере, будете последовательны. И прошу заметить, всю эту лабуду несут потомки ковпаковцев и советских воинов, на земле партизанской славы. Гребаный стыд!»
Еще раньше, в 2016 году Игорь Перепека довольно жестко высказывался и о присвоении Сапуну звания Почетного гражданина Сум: «Сегодня героями объявляются те, кто на деле публично и неоднократно благодарил фашистов «за освобождение от жидовско-большевистского рабства», кто призывал украинский народ следовать нацистским идеалам. Именно к их числу относится и Семен Сапун. Насколько мне известно, выдающихся его заслуг в деле борьбы с немецкими оккупантами даже современные почитатели ОУН найти не смогли. Хотя он, как и многие бандеровцы того времени, публично хвалил гитлеровских освободителей, ругал советскую власть, коммунистов и евреев. И это в то время, когда на фронтах Великой Отечественной, в партизанских отрядах, подполье с немецкими оккупантами сражались десятки, сотни тысяч жителей Сумщины, 150 тысяч из которых не вернулись с фронтов той войны!»
***
Действительно, невыносимо стыдно, что в Сумах чиновники практически не сомневаются в необходимости установки памятников людям, чья история под большим вопросом. И, думается, не зря Владимир Войтенко тянет это решение на исполком – с горожанами никто и советоваться не будет. Ведь в Порядке установки памятных знаков на территории Сум, которое исполком утвердил еще в 2017 году – ни слова об общественном обсуждении. Можно понять, почему первый заммэра так уверен в появлении в конце концов в областном центре этой скандальной скульптуры. Не мытьем, так катаньем? Не получилось протянуть переименование улицы – попробуем взять памятником?
Неприятно, что все это происходит в то время, когда в Харькове собираются установить скульптуру любимцу миллионов людей, великому актеру Леониду Быкову в образе Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». А у нас – продолжают перекраивать историю и создавать свои сумские мифы сомнительного пошиба.
shans.com.ua