Сумской автовокзал пустует во время “красной зоны”. Рейсы отменяются
Сумской автовокзал, 10 часов утра. В здании – пусто. На первом этаже открыты две кассы, но желающих купить билеты нет. На втором этаже, в зале ожидания, тоже пусто, правда, одно кресло занято, пассажир ожидает своего рейса. На платформах – тоже малолюдно и почти нет автобусов. Все это реалии введения на Сумщине красной зоны. Как сейчас работает автовокзал? Каковы правила для пассажиров?
– Введение красной зоны очень повлияло на нашу работу, – говорит Николай Попов, заместитель гендиректора ООО «Сумыоблавтотранс». – Ограничения остались прежними – масочный режим, соблюдение дистанции – 1,5 метра между людьми, наполнение автобусов – по количеству мест для сидения. Дополнительно на межобластных маршрутах в автобусах запрещены перевозки пассажиров старше 18 лет, не имеющих ковидных сертификатов, экспресс-тестов или справки о перенесенном ковиде. Первоначально ответственность за перевозку пассажиров без этих документов возлагалась на перевозчика. Конечно, на требование водителей предъявить один из этих документов пассажиры начинали возмущаться, мол, по Конституции предъявлять документы обязаны только правоохранительным органам. Так что было много скандалов не только у нас, но и по всей Украине. Часть перевозчиков, работавших на межобластных маршрутах, отменили рейсы своих автобусов.
Надеемся, ситуация изменится к лучшему. Ведь Кабмин внес изменения в свое постановление №1066, регламентирующее в том числе и межобластные пассажирские перевозки, так что теперь ответственность за проезд без вышеназванных документов возложена на пассажиров. На сегодняшний день из 27 рейсов межобластного сообщения отменено 10, восемь – работают только по отдельным дням. В обычном режиме осталось девять рейсов. Надеемся, что количество рейсов возрастет, так как часть перевозчиков согласилась возобновить работу.
Чтобы пассажиры все-таки смогли выехать, в первые дни после введения красной зоны мы попросили областной центр вакцинации организовать на автовокзале пункт вакцинации и проведения экспресс-тестов. За один день работы этого пункта 22 октября было вакцинировано порядка 100 человек и получено до двух десятков тестов. Но затем пункт вакцинации закрыли, поскольку объем обратившихся людей небольшой. А вот центр экспресс-тестов работает, в нем же можно записаться и на вакцинацию в удобное для человека время, которую выполняют в центре на ул. Петропавловской, 66.
Восстановить работу автостанций в прежнем режиме сложнее. Поток пассажиров значительно упал, так что мы были вынуждены перевести большинство наших работников на неполный рабочий день. Например, на сумском автовокзале работало восемь касс, сейчас – две. В самом здании отопление мы не включали, так что греемся кто как может – кондиционерами, электрообогревателями.
– А как формируется станционный сбор, который платят пассажиры при покупке билета?
– Он установлен нормативным документом Министерства инфраструктуры «Порядок определения автостанционного сбора». Размер сбора определен на уровне 12% от стоимости проезда. Так что если перевозчик поднял цену на проезд, то автоматически увеличивается и сумма сбора. Так, на рейсе Сумы – Битица с 25 сентября перевозчик поднял цену на проезд, и, соответственно, если раньше наш сбор составлял 2,50 грн., то сейчас – 3,20 грн. Билет в общей сложности стоит 32 грн. На дальнем маршруте, например Сумы – Степное, который едет через Белополье, Путивль, Глухов, Ямполь, тариф перевозчика 202 грн., плюс сбор 24 грн. и обязательная страховка – 6 грн. В итоге билет стоит 232 грн.
Мы очень осторожно относимся к увеличению автостанционного сбора, потому что если будет большая разница между стоимостью билета, купленного на автовокзале и в автобусе, то пассажиры, естественно, будут экономить. И сейчас немало людей пользуются услугами автовокзала, а потом, когда до рейса остается немного времени, уходят за пределы автовокзала и садятся в автобус на несанкционированных остановках. Согласитесь, это неправильно.
***
Как видите, красная зона внесла свои печальные коррективы и в пассажирские перевозки. И если дело так пойдет и дальше, поехать в другой город или область станет еще сложнее…