В Сумах под упрощенку попадут избранные?
Не так давно в СМИ поднималась тема передачи участков под киосками в аренду через аукционы, ведь именно такое решение в свое время принял Сумской горсовет. Правда, данный принцип пока не работает.
Начальник правового управления горсовета Олег Чайченко объяснял, что он не очень удобный, сама процедура продолжительная. Потому юристы предлагают внести изменения в Правила размещения ВС для ведения предпринимательской деятельности на территории Сум. Например, вместо земельных торгов передавать в пользование предпринимателям элементы благоустройства (тротуары, дороги, площади). Кроме того, сделать упрощенный вариант через приоритет поданных заявлений – кто первый подал, тот и получает землю. Упрощенную процедуру, по словам О. Чайченко, уже используют в других городах, чтобы уйти от аукционов и затягивания процесса. Ведь подготовка к аукциону занимает минимум 3-4 месяца. А на передачу в пользование элементов благоустройства уйдет примерно месяц.
Однако когда дело дошло до рассмотрения возможных изменений на одном из последних заседаний депутатской комиссии по земле (еще предыдущего созыва), все оказалось не так просто. Ведь, как объяснил представитель управления архитектуры Дмитрий Костюк, эти изменения касаются только определенных временных сооружений (ВС) – можно даже сказать, их малой части. Так, киоски все же идут на аукцион. А возможность использовать элементы благоустройства – под эту процедуру подпадают только зоны отдыха и летние площадки возле ресторанов; а также киоски для ремонта обуви, часов, на которые не распространялся мораторий на установку.
– Получается, после окончания сервитута предприниматель должен покупать участок на аукционе или вообще сворачивать свою деятельность? – уточнил депутат Игорь Кушнир. – И куда подавать документы? Как это должно происходить?
– Через ЦПАУ, потом эти заявления, так как речь идет об участках, попадают в департамент обеспечения ресурсных платежей. Участок выставляется на аукцион и в случае победы на него оформляется аренда земли.
– Но у 90% предпринимателей не будет возможности пройти эту процедуру! Так мы просто остановим малый и средний бизнес, – в один голос возмутились депутаты-предприниматели. – Сегодня предприниматели в целом хоть каким-то образом пытаются зарабатывать. И в то же время мы видим много открытых кофеен, чайных. Из-за того, что люди не могут нормально работать, у нас сегодня везде появляются автобусы. Посмотрите на Театральную площадь – на ста метрах там стоит уже три автобуса-кофейни! Выходит, что большие бюрократические процедуры порождают еще больший хаос в городе. Автобус – некапитальное сооружение, где захотел, там и поставил. Что мы и видим в Сумах уже сейчас. Практически никаких заморочек. Надо сделать более прозрачную и упрощенную процедуру и для других ЧП. Через год-три-пять у многих договоры закончатся. И дальше что – все, предпринимателям придется уходить?
По информации депутата Игоря Кушнира, в 2023 году закончатся договоры примерно у 99,9% сумских предпринимателей…
Расул Галаев возмутился работой чиновников: «Рабочая группа, которая занималась документом, не слушала депутатов-предпринимателей. Сами что-то добавили – и все, справились. Это не рабочий документ, я не могу его поддержать. Я понимаю, на что направлен бизнес – на какую-то уверенность в своем развитии, а не на постоянное хождение по краю. Мы должны делать все для людей проще и с перспективой развития, а не стопорить! Это же рабочие места. Сейчас вся политика заточена на создание рабочих мест, а действия власти, выходит, направлены наоборот…»
Игорь Кушнир добавил: «Получается еще парадокс. Некоторые киоски работают с договорами аренды на землю. И у них есть и будет какой-то приоритет. А те, кто стоит по договору сервитута и платил примерно в четыре раза больше, теперь вообще окажутся на птичьих правах!»
Представителю архитектуры не оставалось ничего другого, как только отметить, что если предприниматели пойдут на аренду, то такое ВС уже можно считать практически капитальным. «Они там чуть ли не на века будут!» – заверил он депутатов.
С одной стороны, странное заявление для представителя управления архитектуры – ведь градо-строители всегда были категорически против того, чтобы киоски становились капитальными. И тут такое! Власть, похоже, меняется? В курсе ли главный архитектор города?
А с другой стороны, депутаты все же не стали спешить с принятием решения и перенесли рассмотрение проблемного вопроса на следующее заседание постоянной комиссии, на которое попросили обязательно пригласить начальника правового управления О. Чайченко и первого заммэра В. Войтенко. Правда, разбираться с киосками теперь придется уже новому созыву. Вот и увидим, куда повернется курс другого депкорпуса – будут ли у нас киоски «на века»?