Как ремонтируют сумские лифты?
Какие пропорции софинансирования будут действовать в следующем году?
Целевая программа по капремонту, модернизации, замене и диспетчеризации лифтов в Сумах предусматривает, что в этом году на данные работы из горбюджета выделят 16 млн. 617 тыс. грн., на проведение экспертного обследования – 217 тыс.
Пока выполнено обследование 9 лифтов, отремонтировано – 10 лифтов по программе софинансирования «90 на 10» (7 млн. – средства горбюджета, 767 тыс. – жильцов). Ход выполнения программы по ремонту лифтов в этом году и аналогичную программу на 2022-2024 годы члены депутатской комиссии по вопросам ЖКХ Сумского горсовета обсуждали на заседании 3 августа.
По словам Александра Кисиля, начальника управления ЖКХ департамента инфраструктуры, с выполнением программы софинансирования – большая проблема. Есть уже факты, когда шесть домов собрали свою часть средств на ремонт лифта, перечислили их на счет, однако департамент инфраструктуры смог выделить средства только на три дома, а на оставшиеся – денег просто нет.
– Давайте снимем недостающую сумму с тех домов, которые планировали ремонтировать за 100% средств бюджета, – предложил член комиссии ЖКХ Александр Вегера.
– Проблема в том, что на эти дома деньги вообще не выделялись, а только планировались, – ответил Александр Кисиль, – так что и снимать нечего…
– Не нужно обманывать людей, – уверен член комиссии Анатолий Сагач. – Программа по ремонту лифтов в 2021 г. «90 на 10» полностью не профинансирована, запланированные на нее деньги в лучшем случае будут выделены в 2022-2025 гг. Так что эту программу нужно закрывать, сделать лифты в домах, где жители уже собрали под нее деньги, а всех остальных, кто только планирует или еще собирает средства, – перевести на программу «70 на 30» или «50 на 50».
К тому же нужно объяснять, что мы сможем модернизировать гораздо меньше лифтов, чем капитально отремонтировать. Да, мы уже научили людей, что капремонт лифта – это плохо, так как он прослужит только 5 лет, а модернизация – хорошо, так как эксплуатировать подъемник можно 18 лет. В итоге все пошли на модернизацию. А это значит, что мы сможем сделать гораздо меньше лифтов. Ведь модернизация 10 лифтов обойдется в 8 миллионов, 100 лифтов будут стоить, соответственно, 80 миллионов, но за эти же деньги капитально можно отремонтировать 200-220 лифтов…
Сегодня все наши «хотелки» по модернизации лифтов нужно прикрутить и хотя бы сделать капитальные ремонты. Если подрядная организация, занимающаяся капремонтом, халтурить не будет, то после пяти лет эксплуатации лифт пройдет экспертизу и проработает еще два года, а потом, если экспертиза даст заключение о его пригодности к эксплуатации, – еще два.
Такова ситуация с лифтовой программой «90 на 10» на этот год. Что же касается аналогичной программы на 2022-2024 гг., по ней планируется отремонтировать 307 лифтов. Депутаты очень долго спорили, но пришли к единому мнению, что финансирование «90 на 10» работать не будет, поэтому его нужно убирать. Вопрос отправили на доработку, а департаменту инфраструктуры поручили просчитать, сколько в среднем в перспективе будет стоить капремонт лифта по программе «70 на 30», «60 на 40» и «50 на 50».
Ведь, как считает Анатолий Сагач, к концу года цены на капремонт повысятся: «Уже сейчас металл подорожал на 10%, электрокабели – на 40-60%, а впереди взлет цен на электроэнергию. Все это отразится на стоимости работ по лифтам».
Департамент должен успеть подготовить расчеты на следующее заседание комиссии, чтобы депутаты могли окончательно определиться – будет ли это три разных программы или одна, в которую включат все пропорции софинансирования и поделят между ними бюджет.
Остался открытым и вопрос, что делать со 128 лифтами, которые уже остановлены по решению суда. Ведь экспертных заключений об их состоянии нет, и сколько даже по приблизительным расчетам нужно на их ремонт – неизвестно…