Почему на сумских улицах вечером – мрак?
Кто крайний – КП, департамент инфраструктуры, руководство города или депутаты, которые не видят проблемы?
С каждым годом центральные улицы Сум – Воскресенская, Покровская площадь – становятся все более темными и мрачными, уличное освещение тусклое, так что вечером, а тем более ночью, по ним лучше ходить с фонарем или, в крайнем случае, подсвечивать дорогу мобильником!
И если такая ситуация в центре, то что же говорить об окраинах города? К журналистам обратилась возмущенная сумчанка Елена Карпенко:
– Это же просто страшно! В 2000-е по центру Сум можно было свободно разгуливать и в 12 ночи – светло и комфортно. А сейчас пробираешься в 17.00 по Воскресенской, как будто в туннеле. Те фонари, которые есть, кажутся буквально издевательством. Они горят, но не светят! Что происходит с городским освещением? Не говоря уже о сумских дорогах. На той же ул. Героев Крут – из-за отвратительной видимости постоянно происходят ДТП с травмированием пешеходов, а то и их смертью. Вот и 29 ноября около 17.15 возле остановки «Озерная» под колесами авто погибла женщина… Но власть почему-то больше думает о флагах, фонтанах и даже подземных переходах – только не о безопасности сумчан на улицах родного города!
Почему город, вместо того чтобы становиться светлее, ярче, погружается в тьму – поинтересовались мы у директора КП «Горсвет» Эдуарда Велитченко:
– Эти улицы действительно стали темными, потому что линии освещения на них уже отработали свой срок и требуют капитального ремонта. Если говорить конкретно об ул. Соборной, то там из четырех кабелей проводки остался один, все остальные фазы за двадцать с лишним лет прогорели. Устанавливать более мощные лампы, чем те, что стоят сейчас (светодиодные мощностью всего 10 ватт), – нельзя, так как последний провод из четырех не выдержит нагрузки и сгорит, тогда улица вообще останется без освещения.
Капремонт Соборной требует очень больших средств. Там нужно снимать плитку, потом бетон, которым залиты асбестоцементные трубы, раскрыть их – и только после этого можно добраться до канала с кабелем. Это сумасшедшие траты, но по-другому провести ремонт никак нельзя. Сделать воздушную проводку – невозможно, так как на улице установлены парковые опоры, к которым можно подвести только подземную сеть.
С Воскресенской дело обстоит несколько проще. Там есть зеленые зоны и можно рыть, а потом от светильника до светильника при помощи специальной техники делать проколы под землей и прокладывать новый кабель.
Сети уличного освещения всей центральной части города в ужасном состоянии. С предложениями по поводу их капремонта мы не раз обращались в департамент инфраструктуры и в этом, и в прошлом году. Поймите, мы коммунальное предприятие и выполняем в городе работы, которые нам заказывает департамент инфраструктуры и, соответственно, финансирует их…
– На улицах Петропавловской, Кондратьева несколько лет назад повесили светильники на середине проезжей части дороги. Старые фонари, которые висели на столбах, освещали дорогу и частично тротуар, демонтировали, так что теперь освещенность тротуаров, особенно когда много листвы, практически нулевая. Почему не подумали о пешеходах? Людям как ходить?
– Мы организация, которая обслуживает город, и мы вовсе не против смонтировать светильники, которые освещают и проезжую часть, и тротуары, но, опять же, задание нам дает департамент инфраструктуры. К слову, такая же ситуация и на Ильинской, Троицкой, проспекте Шевченко.
– Еще одна проблемная улица – Героев Крут. Там планируют выделить из бюджета города около 2 млн. на замену уличного освещения. Эти работы будет выполнять «Горсвет»? И почему они растянутся на два года?!
– Нет, на них был объявлен тендер, который выиграл ФЛП «Бицак». Это частное предприятие, которое предложило выполнить работы за цену, меньше нашей на 20%. Мы – коммунальное предприятие, платим НДС, все налоги и предложить меньше просто не можем, а ЧП работают без НДС, так что их цена всегда будет меньше нашей.
– Какой бюджет вы планировали на этот год и сколько реально получили?
– Для обслуживания 16 тысяч точек нам нужно было 32 млн. грн. Город дал всего 7 млн. грн. Результат видите сами…
– А сколько нужно на следующий год?
– Минимум 30 млн., а чтобы полностью обслуживать город, заменить 1600 светильников, кронштейны и опоры, которые уже падают, необходимо 39 млн. грн. Город объявил тендер на работы по текущему обслуживанию уличных электросетей как раз на эту сумму. Но вполне вероятна ситуация, что мы этот тендер не выиграем, и тогда нашему коммунальному предприятию, которое и так не в лучшем состоянии, будет совсем туго.
– Вы перестанете существовать?
– Нет, но для города работать не сможем. У нас есть наработки по Харькову, Киеву, так что наши бригады поедут туда. Налоги, конечно, будем платить в Сумах.
Мы не убыточное предприятие, не находимся на финансировании у города, зарабатываем деньги сами. За последние шесть лет у нас ни разу не было задержки по зарплате. Но она относительно невысокая, и удержать специалистов, которым предлагают гораздо большую в Литве, Польше, очень сложно. Сейчас у нас работает 36 человек, все они высококлассные спецы. Мы берем сторонние заказы, обслуживаем школы, садики, предприятия, закончили монтаж электроосвещения моста через р. Ворскла в с. Климентово, скоро поедем в г. Чугуев. Беремся за любую работу, лишь бы заработать.
Знаете, сейчас езжу по Сумам и мне стыдно – город темнеет. Раньше было финансирование, менялись светильники, ремонтировалась сеть. Сейчас деньги на все это практически не выделяются, все постепенно ломается и приходит в упадок. И если ситуация не изменится, все будет только хуже, вернее, темнее…
То есть вопрос не к предприятию, которое должно бы заботиться о своем городе (вроде как коммунальное), но все больше работает по области и даже стране. Этот вопрос к руководству Сум – хорошо бы иногда вылезать из машин и просто гулять по областному центру – чтобы видеть всю, так сказать, картину «капца» – в целом. Ведь сумчане в этом живут и постоянно видят то «важливе», которое вовсе не красит Сумы, вопреки распиаренному бренду…