Сумы хотят взять еще один многомиллионный кредит на развитие коммунального транспорта
Не успели еще Сумы получить все троллейбусы, купленные за кредитные средства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в рамках проекта «Городской общественный транспорт Украины», как в Сумской мэрии уже начали подготовку к участию во второй фазе этого проекта.
Напомним, что в первый раз Сумы закупили 19 новых троллейбусов за 4 млн евро (9 машин уже поставлено, еще 10 должны были поступить до 25 октября, но город что-то молчит…).
И вот, как сообщили в департаменте финансов Сумского горсовета, недавно Минфин провел переговоры с ЕИБ по поводу продолжения сотрудничества в этом направлении и реализации проекта «Городской общественный транспорт Украины ІІ». Для участия во второй фазе предварительно отобрано 18 городов: Северодонецк, Винница, Ужгород, Черкассы, Кременчуг, Белая Церковь, Мелитополь, Каменское, Хмельницкий, Тернополь, Кривой Рог, Днепр, Луцк, Запорожье, Львов, Полтава, Одесса и Черновцы. То есть, как видим, на данный момент Сум в этом списке нет. Однако, по информации директора департамента финансов Светланы Липовой, окончательный перечень городов-участников будет формироваться после ратификации соответствующего финансового соглашения между Украиной и ЕИБ, и тогда к проекту смогут присоединиться и другие города.
Вторая фаза проекта, как и первая, будет реализоваться за счет кредита от ЕИБ, который предоставляется на льготных условиях (срок погашения – 22 года с льготным периодом в 5 лет, низкая процентная ставка) и будет включать в себя подпроекты, направленные на развитие именно экологического общественного транспорта. Это покупка трамваев, троллейбусов, подвижного состава метрополитена и электробусов, а также строительство и модернизация троллейбусных и трамвайных линий, капремонт транспорта и т.д.
Ни для кого не секрет, что как раз электротранспортная инфраструктура в Сумах (троллея, тяговые подстанции и т.п.) давно и безнадежно устарела. Тем более для эксплуатации новых троллейбусов, которых с каждым годом становится все больше. Поэтому в департаменте финансов решили попытать счастья и подготовили сразу три подпроекта, на реализацию которых надеются получить целых 10 млн. евро. Они предусматривают, в частности, обновление контактной сети и кабельных линий, покупку модульной тяговой подстанции и покупку еще 20 новых троллейбусов.
Что касается первого, то планируется провести реконструкцию 33,61 км контактной троллейбусной сети по ул. Петропавловской (от ул. 20 лет Победы до Покровской площади), ул. Харьковской (от Покровской площади до ул. Пограничной), ул. Горького, ул. Металлургов, ул. Леваневского, ул. Баумана, Белопольскому шоссе, ул. Героев Сумщины и Покровской площади. А также – капремонт кабельных линий общей протяженностью 28,2 км. На все эти работы нужно 2,8 млн евро.
Вторым подпроектом предусмотрена покупка и монтаж стационарной модульной комплектной трехагрегатной тяговой подстанции за 2 млн евро. Ну, а на покупку 20 новых троллейбусов в этот раз нужно будет уже 5,2 млн евро.
Все это позволит увеличить количество транспорта на линиях, существенно сократить простои из-за аварий на подстанциях и сетях и обеспечить работу всех существующих в городе троллейбусных маршрутов (всего их 21, но сегодня работает только 18).
В ближайшее время все три подпроекта должна рассмотреть планово-бюджетная депутатская комиссия горсовета, а потом – и весь депутатский корпус. Депутаты должны решить, стоит ли громаде влезать в еще один валютный кредит на такой длительный срок или лучше постепенно обновлять транспортную инфраструктуру своими силами, исходя из возможностей бюджета громады.
Помнится, когда в горсовете решался вопрос участия в первом проекте (4 млн евро на покупку 22 троллейбусов), многие депутаты были против. Они считали, что если город будет покупать за свои средства по три троллейбуса в год (а это вполне реально для бюджета Сум), то он купит то же количество транспорта за семь лет. А кредит нужно будет выплачивать целых 22 года, по истечении которых кредитные троллейбусы уже состарятся (причем все одновременно) и нужно будет опять покупать новые.
В этот раз ситуация усугубляется еще и тем, что это будет уже третий долгосрочный кредит от ЕИБ после покупки первых 19 троллейбусов (4 млн евро) и термомодернизации зданий детсадов (5,2 млн евро), и основную часть этих кредитов громаде придется выплачивать одновременно. Так что какое решение примут депутаты – сказать сложно…