«Сумытеплоэнерго» планирует масштабные ремонты теплосетей в зоне обслуживания КСПУ
«Сумытеплоэнерго» (СТЭ) подало на рассмотрение депутатов Сумского горсовета свою инвестиционную программу на 2022 год. На финансирование программы предусмотрены рекордные 49,5 млн. грн. Из них 5,3 млн. грн. – амортизационные отчисления, 44,2 млн. грн. – производственные инвестиции с прибыли.
В этот раз львиную долю средств (больше 40 млн. грн.) планируется направить на реконструкцию магистральных, распределительных теплосетей и подкачивающих насосных станций (ПНС) в зоне обслуживания КСПУ.
Как известно, все тепловые сети в Сумах – в том числе и на территории обслуживания КСПУ – находятся в аренде и на балансе СТЭ. В последние годы (и нынешний не стал исключением) в этой части города случаются многочисленные порывы и утечки, из-за чего до потребителей КСПУ не доходит теплоноситель положенной температуры и давления, люди массово жалуются на недотоп, а некоторые дома и вовсе время от времени сидят без тепла. Так что в этот раз СТЭ решило всерьез заняться проблемными сетями именно в многострадальной зоне обслуживания КСПУ.
Прежде всего, планируется реконструкция двух участков магистральной теплосети по пр. Курскому. На них уйдет большая часть запланированных средств. Первый – это часть тепломагистрали №6, основного выхода из КСПУ. Эта магистраль обеспечивает теплом потребителей КСПУ северной и центральной части Сум, в том числе 14 детсадов, пяти школ, девяти медучреждений, больше 300 жилых домов и др. Она была введена в эксплуатацию в 1987 году и на сегодня полностью отработала свой нормативный срок. За последние три года тепловики ликвидировали здесь три серьезных порыва. Планируется заменить 66 погонных метров теплотрассы двойным диам. 920 мм, после чего восстановить асфальтное покрытие на площади 420 кв. м. Все эти работы обойдутся в 10,6 млн. грн. Однако основная сложность заключается в том, что указанная теплосеть проложена прямо под проезжей частью Курского проспекта. А это, как известно, – магистральная дорога национального значения (Киев – Сумы – Юнаковка – Курск) с шестью полосами движения транспорта повышенной интенсивности и троллейбусной линией. Поэтому, прежде чем начинать работы по замене теплотрассы, нужно сначала получить согласование от управления патрульной полиции Сум, перекрыть проезжую часть и изменить движение троллейбусной линии…
Второй участок теплосети на Курском проспекте, который подлежит реконструкции, – это тоже часть основной тепломагистрали №6 протяженностью 164 м (диам. 820 мм), и он тоже проходит под проезжей частью. Эта ветка эксплуатируется уже почти 42 года и практически полностью изношена. При ликвидации многочисленных порывов на этом участке выяснилось, что весь трубопровод изъеден коррозией, повреждена его изоляция. При таком состоянии труб на этом участке даже без порывов постоянно происходят огромные потери тепловой энергии. Программой предусмотрена полная замена труб с применением ППУ-изоляции, замена запорной арматуры и трубопроводов в тепловых камерах и восстановление асфальтного покрытия. На работы выделяется 13,25 млн. грн.
И еще один проблемный участок тепломагистрали №6 проходит по ул. Ремесленной (62 м). Здесь тоже необходима полная замена трубопроводов, работы обойдутся в 3,5 млн. грн.
Также в планах СТЭ – реконструкция магистральных теплосетей по ул. Металлургов (5 млн. грн.); распределительных теплосетей по ул. Холодногорской Ковпаковского теплового участка (3 млн. грн.); реконструкция тепловых камер на магистральных теплопроводах (1,6 млн. грн.) и замена кабельных линий на подкачивающих насосных станциях №1 и №2 (4,9 млн. грн.).
Все это, по мнению тепловиков, позволит существенно сократить потери тепловой энергии в сетях, обеспечить безаварийную работу основных тепломагистралей и не допустить ситуаций техногенного характера во время отопительного сезона на территории обслуживания КСПУ.
Кроме того, инвестпрограмма СТЭ на 2022 год предусматривает реконструкцию еще одного участка теплосети по ул. Привокзальной. Это уже одна из основных тепломагистралей от Сумской ТЭЦ (№4), она находится практически на выходе с ТЭЦ. Эта ветка – самая старая, введена в эксплуатацию в 1967 году, то есть почти 55 лет назад. Работы обойдутся в 6,4 млн. грн.
Также запланирована модернизация котлов в котельной на ул. Нижнесыроватской, 66а (195 тыс. грн.), и модернизация коммерческих узлов учета пара в котельных по ул. Санаторной, 3, ул. 20 лет Победы, 13, и ул. Шольцев, 14 (435 тыс. грн.). И еще полмиллиона тепловики планируют потратить на разработку проектно-сметной документации на все работы, предусмотренные инвестпрограммой на 2022 год и проектом программы на 2023-й.
С одной стороны – не подлежит сомнению, что тепловые сети в Сумах нужно ремонтировать. С другой – все же остаются вопросы. Ведь производственные инвестиции с прибыли, которые составляют основную часть финансирования этой программы, – это так называемая инвестиционная составляющая тарифа. Проще говоря – деньги потребителей, то есть наши с вами. Так вот интересно: речь идет об инвестсоставляющей, которая уже заложена в тариф и накопилась, или тепловики только надеются, что исполком включит ее туда?
Последнее, конечно, неизбежно приведет к увеличению тарифа, что вряд ли порадует горожан. Да и справедливо ли, что сумчане должны платить за ремонты теплосетей из своего кармана, в то время как собственник этих сетей – Сумской горсовет – совсем не выделяет на это деньги?
Какое же решение примет депутатский корпус и согласует ли такую инвестпрограмму – скоро узнаем.
***
Кстати, кроме основной инвестпрограммы на 2022 год, СТЭ разработало также две отдельные программы по установке и диспетчеризации общедомовых счетчиков теплоэнергии и горячей воды.
Первой предусмотрена установка 67 узлов учета в многоквартирных домах на территории обслуживания СТЭ. На это выделяется 3,1 млн. грн. Второй – установка 328 узлов горячей воды на общую сумму 31,7 млн. грн. Все счетчики будут устанавливаться за собственные средства предприятия.
Напомним, что обязательная установка общедомовых приборов учета предусмотрена законом «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», который вступил в силу со всеми изменениями в декабре 2020 года.