Удастся ли навести порядок в газовых счетах жителей Сумщины?
Каждый день под сервисным центром «Сумыгаза» и «Сумыгаз Сбыта» собираются толпы людей. Вопрос у всех один: перерасчет за газ. Дело в том, что, когда на газ в январе-апреле была фиксированная цена, многим потребителям выставлялись счета не по использованным и переданным для расчета кубометрам газа, а за значительно меньший объем.
Кто-то платил по показаниям, несмотря на сумму, указанную в квитанции, но большинство, особо не вникая, – по полученным счетам, а не по реально потребленному объему. В итоге, когда в мае цену отпустили, а затем правительство приняло решение и утвердило так называемую годовую цену на газ, потребителям выставили счета за недосчитанные зимой кубометры… И начиная с июня потребителям приходят квитанции не за потребленные за месяц кубометры, а с «зимней» прибавкой! В квитанциях исчезла графа «переданные показания», так что в ней нет информации, сколько именно было использовано газа.
17 августа народа под стенами сервисного центра было необычайно много. Доведенные жарой и отчаянием, люди силой попытались прорваться в сервисный центр. Работники были вынуждены вызвать полицию, приехавший наряд успокоил граждан, попросил не нарушать порядок и ждать своей очереди.
В «Сумыгазе» по поводу ситуации со счетами, как обычно, говорят, что вопросы по перерасчету нужно решать в индивидуальном порядке. Что касается очереди, то в сервисном центре работает 10 операторов, есть электронная очередь, все возможное – делается.
Понятно, что работники сервисного центра не виноваты. Но проблема есть, и тянется она с зимы. По всей видимости, не желая терять прибыль, компания выставляла счета с заниженным количеством кубометров газа, чтобы весной, когда цена повысится, что называется, «отбить бабки».
Если провести аналогию поставки газа с магазинной торговлей (правила торговли ведь одинаковы), то потребителю выдали чек (а в данном случае счет), в котором указано количество и стоимость товара. Покупатель его честно оплатил, и это уже проблемы продавца, если спустя три месяца он захотел вернуть деньги за отпущенный, но не оплаченный по вине продавца товар.
Этот же принцип подтвердили и в областном управлении Госпродпотребслужбы. По словам начальника управления защиты потребителей ГУ Госпродпотребслужбы Владимира Ещенко, на 17 августа в управление поступило два десятка обращений от сумчан по поводу завышенных сумм в платежках АО «Сумыгаз» и ООО «Сумыгаз Сбыт» и неучета переданных потребителями показаний счетчиков. Все жалобы были решены в пользу потребителей.
– По тем жалобам, которые поступают на ООО «Сумыгаз Сбыт» и АО «Сумыгаз», мы пытаемся исправить ситуацию. Когда эти предприятия видят, что мы пришли к ним с проверкой, они пытаются урегулировать вопрос с потребителем еще до окончания срока проверки. Есть даже случаи, когда потребитель пишет заявление, что претензии сняты, вопрос решен и поэтому он просит проверку не проводить. Если вопрос не удается урегулировать, выписываем компании предписание и применяем соответствующие штрафные санкции. Сумчане, которые считают неправомерными действия АО «Сумыгаз» и ООО «Сумыгаз Сбыт», могут обратиться к нам с жалобой. На нашем сайте http://www.dpss-sumy.gov.ua/ в разделе новости в материале «Увага! До відома споживачів природного газу!» от 18 августа есть ссылка и образец заявления, куда нужно только вписать свои данные и отправить нам.
После информации в СМИ и соцсетях об играх газовиков оживился и глава Сумской ОГА. В частности, Дмитрий Живицкий заявил: «Я дал поручение проверить все обращения в Сумскую ОГА и органы местного самоуправления по возможным нарушениям во время начислений за потребленный природный газ потребителям Сумской области, а также реакцию на них должностных лиц. Также поручил заместителю главы ОГА Тарасу Савченко и советнику Роману Гученко разобраться в ситуации и совместно с Госпродпотребслужбой, НКРЭКУ навести порядок в данной сфере!»
Посмотрим, удастся ли объединенным усилиям губернатора и управления Госпродпотребслужбы урегулировать непростой конфликт газовиков и потребителей.