В Сумах квартирам с индивидуальным отоплением выставили счет за обслуживание узла учета тепла
В начале двухтысячных годов в Украине действовала государственная программа «Наш дім», которая позволяла квартирам отключиться от централизованного теплоснабжения.
Правда, сделать это можно было только в случае, если на индивидуальное отопление переходили все квартиры в подъезде или, в крайнем случае, подключенные к одному стояку. Получить документы и технические разрешения было очень сложно, но возможно. Потом эту программу быстренько свернули, так как появилось слишком много желающих уйти от тепловых монополистов…
«В 2006 г. по госпрограмме «Наш дім» 9 квартир, находящиеся на одном стояке в 4-м подъезде нашего дома, отказались от услуг «Сумытеплоэнерго» и установили индивидуальные котлы отопления, – пишет наша читательница в своем обращении в редакцию. – Остальные квартиры несколько лет назад собрали деньги и установили общедомовой счетчик тепла, определились с ответственным за его обслуживание и передачу ежемесячных показателей. Так мы и жили: у нас свое отопление, у других подъездов дома – свое.
И вдруг в 2020 г. все жители нашего дома – и те, кого обслуживает «Сумытеплоэнерго», и те, у кого индивидуальное отопление, – получили квитанции «за обслуживание общедомового счетчика». Как оказалось, в «Сумытеплоэнерго» решили раз в квартал контролировать показатели счетчика. Но во время карантина контролеры по подвалам не ходили, а ответственный по дому просто фотографирует на телефон показания счетчика и передает их. Договор на обслуживание счетчика жители дома не подписывали. Да и вообще непонятно, почему те, кто купил счетчик за свой счет и самостоятельно его обслуживает, должны за это платить «Сумытеплоэнерго»? На поверку счетчика деньги собираются отдельно. А теперь главное – какое отношение к общедомовому счетчику имеют жители тех квартир, в которых установлено индивидуальное отопление?! Места общего пользования, т.е. подъезд, у нас не отапливаются, так за что же мы должны платить, за какой контроль и обслуживание?
Я написала заявление в «Сумытеплоэнерго», но мне прислали ответ, в котором четко говорится об оплате услуг за установку, ремонт, поверку и т.д. По логике вещей, если «Сумытеплоэнерго» за свои средства установило счетчик, то оно будет его поверять, ремонтировать и получать оплату от получателей этих услуг. Цитирую ответ: «В Законе Украины «Про комерційний облік теплової енергії та водопостачання» и в «Методиці визначення розміру внесків за встановлення, обслуговування та заміну вузлів комерційного обліку» указан перечень потребителей услуг и собственников помещений в здании, которые обязаны уплачивать взносы на обслуживание узлов учета тепловой энергии. В том числе указаны и собственники помещений, оборудованных индивидуальными системами отопления горячего водоснабжения. То есть взносы на обслуживание узлов учета должны оплачивать как потребители услуг, так и собственники помещений, оборудованных индивидуальными системами отопления. Учитывая это, начисление взносов за обслуживание узлов коммерческого учета проведено с соблюдением требований действующего законодательства». Но, по-моему, платить деньги «за просто так» никто не должен».
Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста Юрия Леваду, который занимается вопросами ЖКХ:
– Действительно, есть ст. 1 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» и Постановление Кабмина от 21 июля 2005 г., которым утверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной/горячей водой, которые обязывают потребителей, установивших в квартире многоквартирного дома индивидуальные системы отопления, оплачивать услуги по централизованному отоплению мест общего пользования дома в соответствии с методикой, утверждаемой органом исполнительной власти по вопросам ЖКХ. Но учитывая, что подъезд не отапливается, то и счет «индивидуальщикам» выставлять не должны, как и счет за обслуживание счетчика.
Что же касается расходов на периодическую поверку, опломбирование, обслуживание и ремонт (включая демонтаж, транспортировку и монтаж), то согласно «Порядку формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой», утвержденному Постановлением Кабмина от 1 июня 2011 г. №869, в полную себестоимость поставки тепловой энергии включаются расходы на периодическую поверку, опломбирование, обслуживание и ремонт (включая демонтаж, транспортировку и монтаж) средств учета тепловой энергии, которые являются собственностью лицензиата. А так как у нас цена на поставку тепла одинакова и для тех многоквартирных домов, где счетчики установлены жильцами, и для тех, где счетчики установлены «Сумытеплоэнерго», то отдельно платить за обслуживание счетчиков не должны ни те, ни другие.