Как создавался Мемориал Вечной Славы в Сумах

День Победы для каждого сумчанина, неравнодушного к событиям Великой Отечественной войны, неразрывно связан с Мемориальным комплексом «Вечная Слава» на ул. Г.Кондратьева. Но как в Сумах появилось такое действительно монументальное по масштабам строение?

Память войны в камне

Вплоть до середины 1970-х Сумы не обладали значительным мемориальным комплексом, посвященным памяти погибших в 1941-1945 годы. Правда, уже в 1947 г. был установлен бюст летчику-истребителю, дважды Герою Советского Союза Семену Супруну. В дальнейшем на площадях и улицах города появились скульптура «Партизанский рейд» (на Покровской (Красной) площади; по сути, первый контактный памятник в Сумах), монумент «Слава Героям Сумщины», памятник на братской могиле воинов-освободителей со скульптурой Родины-Матери на центральном городском кладбище и многочисленные памятники на местах братских захоронений советских воинов, подпольщиков и партизан. Однако, рассеянные по различным частям города или установленные на территории кладбищ с ограниченным открытым пространством вокруг, они, конечно же, не соответствовали общему масштабу праздника (начиная с 1965 года день 9 Мая стал выходным, а сами празднования превратились в массовые торжества), не отображали ни колоссального количества потерь Красной Армии в боях на подступах к Сумам в феврале-марте и в августе-сентябре 1943 г., ни реального вклада сумчан в разгром врага. Наконец, каждый по отдельности памятник не обладал идейной завершенностью концепта Дня Победы.

Предложение создать крупный мемориальный комплекс развилось из идеи строительства монумента неизвестному солдату, родившейся еще в конце 1960-х. Изначально предполагалось, что «строительство памятника… не явится самоцелью», а будет увязано в задачу перестройки одного из районов города. Довольно длительное время определялось место возведения памятника – специально созданной комиссии пришлось выбирать между шестью возможными вариантами. Предпочтение было отдано самой высокой точке правобережной части города над долиной Псла (около 40 м от уровня реки), возле артучилища. «Выбранный район характерен тем, что в соответствии с проектом детальной планировки центральной части г. Сумы он должен создать лицо города со стороны р. Псел и парковой зоны… Ландшафт местности и открывающаяся от памятника панорама будут соответствовать характеру и настроению сооружения», – заключил весной 1970 г. Сумской областной отдел по делам строительства и архитектуры. Кроме того, предполагалось вместе с возведением памятника и строительством Кировского микрорайона «обратить город лицом к реке и парку». Из приведенного здесь документа видно, что местом «сумского Алеши» изначально должен был быть участок «в зоне легкой пешеходной доступности» от центральной части города и непосредственно примыкающий к военному городку Сумского артучилища. Но строительство моста через Псел, по всей видимости, повлияло на сдвиг проекта ближе к центру.

Планирование и строительство

Возведение памятника обсудили на заседаниях художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре Министерства культуры Украинской ССР и Госстроя Республики, а также архитектурно-художественного совета отдела по делам строительства и архитектуры Сумского облисполкома осенью 1974 года. Авторами монумента стали работники Киевского живописно-скульптурного комбината Худфонда УССР архитектор и скульптор Василий Гнездилов (1922-1999 гг.; автор памятника Н.Лысенко и Г.Сковороде в Киеве, Б.Хмельницкому в Чигирине) и заслуженный деятель искусств УССР скульптор Василий Винайкин (один из авторов монумента «Родина Мать» в Киеве). На самом деле число авторов проекта было куда большим, поскольку при разработке монумента использовались материалы изысканий Сумского филиала «Укргосстройпроекта», чертежи конструкций стел и пилона, а также благоустройства территории. Однако из их числа официально в авторский коллектив вошел лишь сумской скульптор Ф.И.Коровай. Но и его фамилия нередко исключается из состава создателей описываемого объекта.

Авторы предложили подправить рельеф насыпью, на которой расположился стилобат (общий цокольный этаж для нескольких строений), на нем – три стелы: одна – полуциркульной формы, две входные стелы с бронзовыми орденами Отечественной войны и датой «1941» (левая стела) и «Победы» с датой «1945» (правая), а также сам монумент Вечной Славы, состоящий из пилона и фигуры Воина-Освободителя с мечом. Общая высота памятника рассчитывалась в 23,25 м, причем размер самой скульптуры должен был составить 7 м. Однако за счет увеличения, в первую очередь, габаритов фигуры общая высота памятника достигла 26,5 м (по некоторым данным – 27,4 м). Основанием для стилобата, стел, пилона являлись железобетонные сваи длиной 12 м. «Каменное» звучание мемориала подчеркивалось широкой лестницей, составленной из гранитных блоков, облицовкой стилобата гранитными плитами, а монолитных железобетонных в основании стел и пилона – бучардированными серыми гранитными плитами (бучардирование – обработка камня и других твердых стройматериалов с целью придания их поверхности шероховатости). Обратная сторона боковых стел была выложена лабрадоритовыми плитами с надписями золочеными буквами, где упоминались части, оборонявшие в 1941 г. территорию области, а также освобождавшие в 1943 г. областной центр, указывался факт салюта, данного в Москве в честь освобождения Сум 2 сентября 1943 г.

Полуциркульная низкая стела облицовывалась с внутренней стороны черными полированными гранитными плитами, на которых были высечены более 4 тыс. фамилий погибших партизан, подпольщиков и воинов-сумчан, в т.ч. Дважды Героя Советского Союза С.Супруна, Героев Советского Союза С.Денисенко, Е.Терезова и др. По левой стороне стелы располагались выложенные из металлических букв в пять рядов слова: «Сумчане, павшие в боях за свободу и независимость Родины». Согласно данным «Акта о массовых убийствах немецко-фашистскими захватчиками мирных жителей и военнопленных в Сумах», составленного вскоре после освобождения города, на одной из плит выгравированы страшные факты времени оккупации: «5000 мирных жителей и 8600 советских военнопленных, замученных кровавыми фашистскими палачами в городе». С крайней правой стороны – фраза, обращенная к погибшим: «Любовь к Родине и верность присяге были для вас больше смерти». И далее напоминание потомкам: «Не склонив голову перед врагом, они шагнули в бессмертие».

Перед памятником на плите на двухступенчатой платформе в бронзовой розетке был зажжен Вечный огонь. Перед ним на черном граните были высечены слова из поэмы Р.Рождественского «Реквием», обращенные к зрителям: «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!»

Изначально также собирались соединить мемориал с городским парком культуры и отдыха – рядом должен был разместиться вход в рекреационную зону «с аванплощади» (пространства перед мемориалом). Но из этого плана в жизнь была воплощена только боковая лестница от площади монумента до улицы Надъярной. Через некоторое время комплекс также был дополнен танком Т-34 с надписью «За Родину», установленным на постаменте вблизи левой боковой стелы, и 122-миллиметровой гаубицей образца 1938 г. возле стелы справа. Последняя, предположительно, действительно использовалась советскими войсками в боях за Сумы. Примечательно, что в первое время после установки орудия его ствол зачехлялся, а колеса накачивались. Площадка вокруг постамента была посыпана гравием, а с трех сторон от монумента разбиты цветники.

Стоимость всех работ по возведению мемориала, включая благоустройство территории, изначально планировалась в сумме 264730 руб. (в том числе строительно-монтажные работы – 172350 руб.). Однако в дальнейшем за счет дополнительных подсчетов (10% на развитие производственной базы художественной мастерской-изготовителя, пересчет затрат на устройство фундаментов и пр.) выросла до 513 тыс. руб., что было колоссальной суммой на то время. Известно, что официальный курс советского рубля превосходил волюту главного идеологического противника Советского Союза – в операциях Госбанка СССР в 1975 г. «Вашингтон» обменивался на 73 коп. В золотом выражении рубль соответствовал 0,99 г золота. Тем не менее поистине «золотой» памятник далее еще вырос в цене…

Бетонный исполин

Сооружение монумента к 30-летию Победы проходило на основании постановления ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР №14 от 14 февраля 1975 г. Работы затянулись на несколько месяцев, потому открыть торжественно мемориал ни к годовщине Победы, ни ко Дню освобождения города так и не успели. Однако официального открытия памятника не произошло и позже. И все по причине отдельных ошибок, совершенных при реализации проекта. Недостаток средств и стремление во что бы то ни стало успеть установить монумент к юбилейной дате обусловили изначально половинчатое решение о водружении «временного Алеши» – вместо бронзовой скульптуры на постамент была воздвигнута скульптура из бетона. По свидетельству тогдашнего главного архитектора Сумской области Анатолия Дейнеки, для завершения работы над монументом необходимо было изготовить переходную модель, то есть из той же формы отлить гипсовую фигуру, исправить замеченные недостатки и уже с этой фигуры изготовить окончательную форму для бронзовой отливки. «Однако после того как была установлена бетонная фигура и с объединением «Художник» произведены расчеты, первоначальная форма объединением не была сохранена, что значительно осложнило дальнейшую работу. Необходимо было или снять форму с существующей фигуры, стоящей на постаменте, или изготовить новую», – отмечал Анатолий Иванович. Согласно «Дефектному акту на ремонтные работы», предложенному уже в 1979 г., стоимость мемориала возросла еще на 167 тыс. руб. Таким образом, общая цена сооружения составила 680 тыс. руб. – Мемориальный комплекс Вечной славы стал самым дорогим памятником в истории Сум. Бронзовый оригинал установили без особых торжеств уже в 1980 году.

Место празднования

Первый массовый митинг-мемориал при участии 6 тыс. человек возле еще строящегося памятника состоялся вечером 8 мая 1975 г. В нем среди выступающих, помимо партийных и советских руководителей, приняла участие и бывшая подпольщица сумской организации «Знамя» Н.Батюк. Через два дня по инициативе сумских обкома и горкома комсомола собрался уже молодежный торжественный митинг, завершившийся факельным шествием по улице Ленина (ныне улицы Петропавловская и Соборная). «Тысячи огней зажглись над городом, символизируя вечность подвига», – писал об этом событии орган Сумского обкома ЛКСМУ «Червоний промінь».

Однако главным местом празднования общественное пространство мемориала стало не сразу. Вплоть до конца 1980-х основные торжественные мероприятия на 9 Мая, включавшие поднятие знамени, зажигание факела, минуту молчания, шествие ветеранов, военный парад курсантов артучилища, солдат гарнизона и юнармейцев Сум, массовые спортивно-театральные действа, танцы, хоровое пение советских патриотических песен и пр., традиционно для города проходили на стадионе «Спартак», вмещавшем до 14 тыс. зрителей. Тем не менее мемориальный комплекс, наряду с памятниками Ленину, братской могилой воинов-освободителей, монументом «Слава Героям Сумщины» и прочих памятников, имевших отношение к ВОВ, был одним из обязательных мест возложения в этот день цветов. Комсомольцы и пионеры города обеспечивали почетный караул у Вечного огня.

С закрытием «Спартака» на ремонт, который, как известно, в дальнейшем обернулся сооружением нового спортивного комплекса уже в годы независимости, основные официальные мероприятия были перенесены к монументу Вечной славы. Традиционное шествие по улицам Ленина (Петропавловская), Кирова (Кондратьева) общественности, завершающееся митингом у мемориала, сохранилось и после развала Советского Союза. К красному цвету знамен добавились цвета украинского государственного флага. Мало изменилась и процедура проведения мероприятий. Особенно запоминающимся было празднование 9 Мая в 2010-м году, когда вдоль ул. Кирова возле мемориала прошел парад с участием ветеранов ВОВ, Вооруженных сил Советского Союза и Украины, а также студентов (в форме Красной Армии и в образе подпольщиков, партизан-ковпаковцев), сумских военных лицеистов и военнослужащих гарнизона города. Парад открывала знаменная группа с флагами 1140-го и 1142-го пехотных полков, принимавших участие в операции по освобождению Сум в 1943 г.

К сожалению, в последнее время память о войне 1941-1945 гг. оказалась объектом острой политической дискуссии. Впервые в Сумах начиная с 2014 года День Победы начал отмечаться сумчанами порознь – помимо мемориального комплекса, новым местом проведения торжеств стала Аллея Славы на ул. Героев Сумщины. Впрочем, это не изменило отношения горожан к самому памятному месту – «сумскому Алеше».

Вечный огонь

Нехватка средств горбюджета на поддержание в порядке комплекса компенсировалась средствами образованного в ноябре 2012 г. благотворительного фонда «Вечный огонь». В 2013 г. организация за свой счет заменила оригинальную горелку «Вечного огня» более экономичной, изобретенной Мстиславом Гнибедовым («Новая конструкция кардинально отличается от предыдущей, разработанной еще в 70-е годы прошлого века. Геометрия горелки рассчитана на то, чтобы уберечь огонь от снега, дождя и ветра. Кроме того, новое пламя будет значительно выше и ярче», – делился секретом своего детища сумской Кулибин). Последняя уменьшила расход газа с 4,5 до 1,2 кубометра в час. Тогда же за средства фонда была положена тротуарная плитка. Ныне организация по-прежнему ухаживает за мемориальным комплексом (уборка территории, замена тротуарной плитки, треснувших плит с фамилиями павших, покраска военной техники, обеспечение освещения), а также заботится о непрерывности горения Вечного огня.

Мемориальный комплекс «Вечная слава» стал не только крупнейшим в Сумской области памятником, посвященным событиям Второй мировой войны, но и характерным образцом монументальной пропаганды позднего советского периода. В нем воплотились типичные художественные черты соцреализма в композиции – геометризм, строгая симметрия, крупные формы объектов, обеспечившие подчеркнутую торжественность всего комплекса, атлетическое воплощение фигуры воина, богатство пластических форм скульптуры. В этом отношении В.Гнездилов и В.Винайкин – признанные мастера, оставившие в Сумах одно из самых крупных своих творений. Ныне монумент – один из самых узнаваемых памятников города, который благодаря месту расположения виден далеко за пределами района Липки, где он водружен. Сохраняет он за собой и статус главного в городе памятного места, связанного с событиями самой страшной войны в истории человечества. К сожалению, оказавшейся для нашего отечества не последней…

10194

Василий Гнездилов

10195

Василий Винайкин

Источник: http://www.shans.com.ua/

Поділитися в соціальних мережах