Особые дети в детском саду, как быть? История глуховчанки
Глуховчанка рассказала о проблеме: ее 5-летний сын имеет статус ребенка с особыми потребностями (задержка психо – эмоционального и речевого развития), и в детский сад его взяли в возрасте 4-х лет, и то – на полдня. Мама мальчика – с высшим образованием, однако выйти на работу не может, потому, как вторую половину дня она должна проводить с малышом.
Однако, даже с этим кратковременным пребыванием возникли сложности: воспитатель жалуется, что неадекватное поведение этого ребенка делает невозможным весь рабочий процесс. Игорек (имя изменено) бегает по группе, кричит, всем мешает. Педагоги вынуждены только ловить этого мальчугана, да следить, чтобы он не натворил беды, а не заниматься всеми остальными детьми. Жалуются и родители других мальчиков и девочек, что Игорь их бьет. Ситуацию усугубляет и то, что малыш плохо разговаривает и не реагирует на просьбы взрослых, поэтому с ним невозможно договориться, пишет hlukhiv.info.
Надо отметить, что семья, в которой растет этот единственный ребенок, вполне благополучная, папа работает, обеспечивая жену и сына, а женщина находится в декретном отпуске. Родители имеют возможность возить Игоря на собственной машине в Сумы к разным специалистам, и оплачивать дорогостоящие лекарства. Но пока что результаты неутешительные. Со слов мамы мальчика, раньше подозревали аутизм, однако 4 сумских невролога его исключили. В диагнозе лишь – ЗПРР (задержка психоречевого развития). И с этими проблемами в обычном садике он лишний.
Как выяснилось, в одном из дошкольных учреждений Глухова – в «Журавке», в минувшем году открылись инклюзивные группы, где за каждым ребенком с особыми образовательными потребностями (то есть с задержкой психо – эмоционального развития, аутизмом, ДЦП), приставлен так называемый тьютор (это неформальная педагогическая должность, в профессиональные обязанности такого педагога входит быть наставником малыша и буквально водить его за руку).
Стоит отметить, что на деток, имеющих инвалидность по заболеваниям внутренних органов, но без отставания в умственном и физическом развитии, инклюзивная группа не рассчитана, эти малыши пребывают в детском коллективе на общих основаниях. Заведующая «Журавки» Светлана Божок рассказала, что в инклюзивной группе должно быть не более 3 деток, и это количество уже есть. Но если в городе малышей, нуждающихся в специальных педагогах, больше, то этот вопрос должен решаться уже не на уровне детсада, а города. Ведь речь идет о дополнительных штатных единицах и обеспечении их зарплатой.
В целом же, чтобы попасть в группу к тьютору, необходимо направление из инклюзивно – ресурсного центра, выданное на основании проведенного тестирования ребенка специалистами и заключения с диагнозом.
По словам начальника отдела глуховского образования Людмилы Васянович, в инклюзивную группу дети попадают таким способом: сначала родители обращаются в ИРЦ (инклюзивно – ресурсный центр), затем малыша тестирует комиссия из специалистов (психолога, дефектолога, логопеда и т.д.), после чего делается заключение и в результате, при необходимости, выдается направление в группу для детей с особыми образовательными потребностями. Заявление мамы с папами должны подать не позднее середины августа. На сегодняшний день все дошкольники, имеющие направление от ИРЦ, охвачены инклюзивными группами. Так что никакой проблемы нет.