14-летний сумчанин создал любительскую киностудию
Михаилу Грищенко – 14 лет. Он увлекается фотографией и созданием видеофильмов. Ему помогает вся семья. Вместе они создали любительскую студию и уже добились немалых успехов.
«Вот простая вещь – шарф. Кто-либо из вас задумывался над процессом изготовления ниток, из которых он сделан? Так вот, попробуем вас удивить. Сейчас на ваших глазах будет происходить настоящее волшебство», – младший брат Михаила, Иоаким Грищенко приглашает зрителей в гости к жительнице Старого села Нине Ивановне Назаренко. Она расскажет и покажет, как прядут нить.
Новый фильм Mishmix Studio называется «Крутись, прядка» и посвящен мастерству ручного прядения. Это второй фильм проекта «Слобожанские самородки», созданный студией. Первый, «Гармошка», был посвящен мастеру-самоучке по ремонту гармошек, баянов и аккордеонов Павлу Александровичу Белоусу. Но и сами авторы проекта с полным правом могут претендовать на то, чтобы один из фильмов проекта был о них.
Mishmix Studio почти три года. За это время создано около 20 небольших игровых и документальных фильмов. Михаил Грищенко выполняет работу режиссера, оператора, монтажера, фотографа, словом, на нем – почти все кинопроизводство. Брат Иоаким младше его на три года. Он незаменимый актер. За отцом – продюсирование и техническое сопровождение. За мамой – критический разбор и свежие мысли. Строг ли семейный критик, неведомо, а критики со стороны высоко отметили работу студии: 13-й польско-немецкий кинофестиваль «Один кадр – 2020» – третье место; Международный детский медиафестиваль «Дитятко-2020» (Харьков) – финал; детский всеукраинский конкурс «Чилдрен Кино фест – 2020» – в первой пятерке; документальный фильм «Мы просто другие» признан в 2019 году лучшим документальным фильмом на ХI Международном детском медиафестивале «Дитятко» и фестивале социальной рекламы «Iнший погляд» в Одессе. Впрочем, дело не только в призах. Ролики Mishmix Studio смотрят. Они интересны. Михаил Грищенко увлеченно работает, и работа делает из него личность. Собственно, потому и – самородок. С проекта «Слобожанские самородки» и начался у нас разговор.
– Миша, кто может принять участие в этом проекте?
– Мы показываем людей, которые обладают каким-нибудь талантом: рисуют, вышивают, поют, танцуют, ролики снимают, из пластилина лепят. Наверное, у каждого есть какой-то талант. При желании каждый мог бы поучаствовать. Дал Бог человеку талант, и он его не потерял, не зарыл в землю, продолжает его развивать. В этом смысл.
– А если Бог дал талант, а человек развил его с помощью учебы, это подходит под тему?
– Конечно. Пусть обращаются. В Старом селе много талантливых людей – поют, вышивают. Но когда мы предлагаем, отказываются, говорят: «Не надо, а то потом по телевизору покажут, еще соседи увидят!»
– Жаль. Хорошая бы память осталась детям, внукам, правнукам.
– У нас еще есть фотопроект «Старосельцы». Там мы просто фотографируем жителей Старого села, кому за 70, за 80 лет. Людей пожилых много, но на фотосъемку мало кто соглашается. Наверное, из-за стеснения. Но, думаю, это пройдет. Чем больше мы будем снимать, тем больше будет желающих.
– Где-то я прочитал, что вы планировали сделать выставку из фотографий этого проекта. Когда она состоится?
– Да, планировали, но помешал карантин. Мне кажется, нужно сделать еще несколько фотосессий и потом уже думать о выставке.
– У вас каждый человек представлен серией фотографий. Так будет и на выставке?
– Да. Если вы заметили, мы всех стараемся фотографировать за работой. Кто-то картошку чистит, кто-то на огороде трудится, кто-то табак в ступке толчет, вырезает что-то. Мы хотели показать, что с возрастом жизнь только начинается, набирает обороты. Чтобы никто не отчаивался, не разочаровывался, а продолжал жить лучше и лучше.
– Ваш фильм «Love is…» – как возникла его идея? Кто из участников охотней делился мнением?
– Идея не новая. У нас был похожий ролик года полтора-два назад. Я тогда был на курсах у режиссера Валерия Балаяна. Мы сняли документальный ролик «Поезд следует без остановок». Там людям разного возраста задавали вопрос, о чем они мечтают. И мы решили сделать похожий ролик с вопросом «Что такое любовь?». Идея пришла маме. Охотней делятся своим мнением, переживаниями, наверное, взрослые. А дети… Когда мы снимали в школе, взрослые подсказывали детям, что говорить. А когда мы снимали в садике, воспитательницы не мешали, но среди детей нашлись только одна-две девочки, которые смогли что-то сказать. Но это и понятно. Такой вопрос раскрывается с возрастом. Но следовало попытаться.
– Вы участвовали в польско-немецком фестивале «Один кадр». В чем его особенности?
– У нас были лекции дистанционно на какую-то тему, например «внутрикадровый монтаж». Нужно было сделать съемку по теме и отправить фото или видео. А потом была финальная работа: снять одним кадром ролик на любую тему. Мы сняли ролик Dream hunters («Охотники за мечтой»). Там сыграли мои брат и друг. Ролик занял третье место.
– В чем сложность съемок одним кадром?
– Для меня сложность была в том, что в моем фотоаппарате нет автофокуса, и какую бы я диафрагму ни ставил, даже 16, все время фокус слетал. Допускается ускорение и замедление, титры, цветокоррекция, какие-то эффекты. В остальном – включил, отснял, выключил. Но есть и плюсы. Когда я монтирую ролики с двух камер, их нужно подгонять по балансу белого и т.д. А тут в плане монтажа все проще.
– То есть фактически монтаж происходит в голове во время съемки?
– Да.
– В марте прошлого года студии было два года. Вы говорили, что всего снято игровых и документальных фильмов…
– Больше 15.
– На сегодняшний день какие итоги? Как прошел 2020 год?
– Я даже не знаю, как 2020 год оценивать. С одной стороны, год прекрасный, потому что я в плане монтажа, 3D-моделирования, фотошопа сильно подтянулся. Но, с другой стороны, много конкурсов, съемок послетало. Из-за этого год был не особо продуктивным в плане контента. Мы переехали в село, пока освоились…
– Какие фильмы вам больше нравится снимать, художественные или документальные?
– Художественные ролики. В художественных роликах, мне кажется, больше творчества.
– Чтобы работать с актерами, нужна соответствующая подготовка…
– У меня есть брат, который почти в каждом ролике снимается. Повезло, что он хороший актер. Во всяком случае, мне так кажется, родителям и друзьям – тоже. Но есть один минус: он хороший актер, только когда ему заплатят тортиком, конструктором лего или чем-то еще. (Смеется.) Я снимаю с двух камер. Одну на штатив ставлю, а второй снимаю сам со стабилизатора. Если что-то идет не так, я переключаюсь на другую камеру. У нас каких-то суперсложных сцен не было. Та же сцена в магазине (ролик «Смачна гидота»)… Нужно было просто проводку сделать, каких-то сложных операторских, режиссерских задач не ставилось. Этот ролик мне, честно говоря, не очень нравится.
– Собираетесь ли вы получить режиссерское образование? Каким видите свое будущее?
– Себя вижу режиссером, монтажером или оператором. Честно говоря, еще не определился. Мне нравится и одно, и другое, и третье. Наверное, буду учиться на режиссера, поскольку их учат и операторскому искусству, и сценарию, и монтажу. Пока я могу проходить только какие-то локальные курсы, например, «Гражданская видеожурналистика» – мне он больше всего понравился – или занятия на конкурсе «Одним кадром». Пока я могу обучаться только так. Там рассказывали и о сценарии, и о музыке, о композиции.
– А какие технологии хочется освоить?
– Пока все упирается в технику (фотоаппарат, микрофоны). Компьютерные технологии я неплохо освоил: 3D-моделирование, музыку сам писал, почти все, что требуется, я могу повторить, а вот с аппаратурой – проблемы. У нас есть фотоаппараты, которым по 10 лет, они предназначены для фото. Видео на них пишется через такие костыли! Но пока других вариантов нет.
– Вы говорите, пишете музыку. А если подобрать готовую?
– Если есть подходящая музыка, могу ее переделать, в нужных местах расставить акценты. Но искать музыку очень долго, и не всегда находится правильная. Иногда останавливаешься на варианте не самом классном, потому что та – с авторскими правами, у той ритм не подходит. Или еще что-то. С музыкой, наверное, самая большая сложность.
– Вы изучаете композицию?
– Все, что есть по композиции в открытом доступе, я так или иначе изучил. Я не могу сказать, что у меня теперь будет все идеально, поскольку что-то могу забыть, что-то не применить. Но я стараюсь в каждом ролике добавлять что-то новое, какой-то трюк или эффект. Конечно, чтобы это было к месту.
– Мы заметили, что съемках вы используете дрон…
– Недавно купили относительно недорогой квадрокоптер DJI MAVIC MINI и снимаем с него дополнительные кадры.
– Уже наигрались или нет?
– Наигрались после второй съемки. Мы пошли снимать архитектуру – храм, и дрон невероятным образом завис на козырьке размером 10 см и вдобавок еще перевернулся – не взлететь. Чуть ли не кран хотели привозить. Потом альпинист знакомый помог, залез и снял. Это был ужас. После этого я наигрался надолго. Управление слетело вообще непонятно как. Это была загадка.
– То есть сейчас вы используете его только по необходимости?
– Могу согласиться с тем, что иногда есть лишние кадры с дрона. Поскольку, когда ты заплатил за какую-то функцию, хочется максимально раскрыть ее потенциал. Даже если это не к месту.
– В фильме «Крутись, прядка» вы показали Нину Ивановну за работой, которой в старину «женщины были заняты 5 месяцев в году». Но ведь Нина Ивановна принадлежит к послевоенному поколению, окончила школу, получила специальное образование и 28 лет проработала заведующей сельским быткомбинатом. Именно через эту работу раскрылась ее жизнь.
– Если мы будем рассказывать историю человека, это будет мало кому интересно. У каждого есть бабушка, прабабушка, и они таких историй могут рассказать десятки – если не сотни. А если взять конкретный инструмент или технологию древнюю, которую видели только в музее, это интересно.
– Не в технологии дело. Рассказывая о человеке, мы не можем его оторвать от той жизни, которой он тогда жил. Вы говорите, что у каждого – своя история. В том и дело. Показать бы частную историю так, чтобы она была интересна всем, сделать бы обычного человека интересным. Не прялку (хотя это тоже интересно), а самого человека. В том числе и самому себе.
– Я, наверное, с вами соглашусь в этом. Но до этого нужно дорасти. Переосмыслить.
Интервью провел Виталий Сергеев