Частные перевозчики в Сумах ежегодно теряют около 20 миллионов из-за неравных условий конкуренции
Недавно специалисты Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ) представили результаты исследования пассажиропотока в Сумах на депутатской комиссии по вопросам транспорта горсовета.
Исследование проводилось с 12 по 22 мая на всех видах транспорта – частном и коммунальном, на всех маршрутах, с распределением по всем категориям пассажиров: платным, частично платным (школьники и студенты) и бесплатным. Десять учетчиков проводили подсчеты в будни и в выходные дни, охватили утренний час пик, обеденный и вечерний. Было проверено 952 рейса (628 выполнялись частными перевозчиками и 324 – коммунальными), 590 рейсов – в будни, 362 – в выходные. На основе полученных данных было рассчитано количество пассажиров, перевозимых на каждом маршруте.
Для расчета годового пассажиропотока полученные данные были умножены на соответствующий коэффициент, рассчитанный для каждого месяца. Например, в мае на 1,025, а в апреле – 1,099.
По прогнозам специалистов ХНАДУ, пассажиропоток в 2018 году в Сумах составит 68 млн. человек (30 млн. пассажиров перевозит коммунальный транспорт). Из них 44,2 млн. относится к категории платных пассажиров, 16,3 млн. – к льготной, почти 5,5 млн. – студенты и 1,5 млн. – школьники.
Также было подсчитано, что ежегодно частные перевозчики теряют только на платных льготниках (как известно пенсионеры в частных маршрутках платят 3 гривны, а школьники 1-4 классов – 2, тогда как разовая обычная цена за проезд составляет 5 грн.) около 10 миллионов гривен. И это не считая бесплатных льготников, вместе с которым сумма потерь составит почти 20 миллионов.
Суть же потерь состоит в том, что в отличие от частников, коммунальный транспорт возит людей тоже по 5 гривен, но разницу ему, при этом, компенсирует городская казна. Точно также и за каждого бесплатно перевезённого пенсионера или другого льготника КП «Электроавтотранс» получает полноразмерную компенсацию в размере 5 гривен.
В итоге получается, что тариф у частников ниже почти на 20%, чем у коммунального предприятия, которому все компенсируется из городского бюджета. В результате, это является одной из причиной плохого состояния транспорта. Ведь за 20 миллионов гривен, ежегодно частные перевозчики могли бы покупать до 20 новых автобусов средней вместимости, чего они просто не могут сделать в силу неравных конкурентных условий в сравнении с коммунальным транспортом.
Кроме этого, весь новый коммунальный транспорт покупается не за счет средств КП «Электроавтотранс», а за счет все той же городской казны. Таким образом, выходит что коммунальщики получают двойной конкурентный перевес над частным бизнесом – сперва на тарифе и льготниках, которых им компенсируют в полном объеме за счет всех сумчан, а потом при покупке нового транспорта, что коммунальщики тоже покупают не за свои заработанные средства, а за средства всех сумчан, которые даже никогда и не ездили на нем.
Остается только один вопрос: как могут частные перевозчики конкурировать с КП «Электроавтотрнас» и при этом еще и обновлять ежегодно транспорт? Может, хотя бы стоит сделать равными условия для всех, а потом уже требовать повышения качества сервиса?
Сергей Коваленко
Источник: http://everyday.sumy.ua/