Чего ждать системе профтехобразования на Сумщине?
На общенациональном уровне было принято решение, чтобы каждая область разработала Стратегический план развития системы профессионально-технического образования до 2027 года. Ведь на сегодня, по словам директора департамента образования и науки Сумской ОГА Виктории Гробовой, нужно обновлять рабочие профессии, модернизировать материальную базу профтехучилищ, оптимизировать их количество.
– Некоторые профессии уходят в прошлое и уже не востребованы на рынке труда, – рассказывает Виктория Павловна. – Мы провели большую аналитическую работу с департаментами экономики и агропромышленного развития, центром занятости – в каких рабочих профессиях больше всего нуждаются наши районы. Получилась почти такая же картина, как при формировании регионального заказа. В состав регионального совета входят работодатели, и мы с ними обсуждаем каждую профессию и каждое заведение. Поэтому у нас в области устаревшие специальности уже практически отсутствуют. Наоборот, появилось много новых. В частности, в строительной отрасли, где расширяется ассортимент материалов и развиваются технологические процессы. Чтобы идти в ногу со временем, мы пытаемся обновить базу училищ, повысить квалификацию мастеров, развивать новые направления. К примеру, в Межрегиональном высшем профессиональном училище был открыт учебно-практический центр по работе с гипсокартоном. В Шостке в высшем профтехучилище к подготовке электриков добавили составляющую – обслуживание солнечных батарей. В Роменском ВПУ появился современный центр по подготовке квалифицированных слесарей по ремонту колесных транспортных средств. В Сумском ВПУ строительства и автотранспорта – учебно-практический центр сварки. Всего в области уже создано 13 таких центров, из них 10 – за последние пять лет. Скоро их будет еще больше. Мы стараемся мобильно адаптироваться к рынку и запросам работодателей. Все это мы отобразили в разработанной стратегии.
Как отметила директор департамента образования, одним из актуальных вопросов при создании стратегии стало формирование эффективной сети заведений профтехобразования и их содержания. В 2020 году Сумщина (наряду с Винницкой и Одесской областями) была отобрана для участия в пилотном проекте – с 1 сентября все 27 ПТУ были переведены на финансирование из областного бюджета (кроме зарплат педагогам общеобразовательного цикла, которые покрываются за счет образовательной субвенции из госбюджета). На содержание ПТУ в облбюджете-2021 было предусмотрено 445,6 млн грн, на одного ученика – 52 275 грн. Расходы за обучение сумских детей в семи профтехучилищах возмещал городской бюджет. С 1 января 2022 года действие пилота прекращается, и городские ПТУ переходят на финансирование громады (как это было с 2016 по сентябрь 2020-го).
– Еще в 2016 году финансирование профтехобразования в Украине было передано на региональный уровень, чтобы на местах уже могли определиться, сколько и каких учреждений необходимо области, как обновлять их материально-техническую базу, – продолжает Виктория Гробова. – Тогда у нас было 31 заведение профтехобразования, на сегодня – 27. С привязкой к нынешним пяти районам и потребностям мы предлагаем оставить 16. Это позволит сэкономленные средства областного бюджета направить на модернизацию учебных заведений. Также мы надеемся, что в ближайшее время Верховная Рада примет закон «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании», где появится много новаций. Это касается и дуального образования, которое очень необходимо для наших профтехучилищ аграрной и промышленной направленности. Чтобы ученики могли работать на дорогостоящем технологическом оборудовании и освоить азы профессии, мы с предприятиями организовываем общий учебный процесс. Теорию дети изучают в учебных заведениях, а практическая составляющая проходит уже на предприятиях. Мы вместе формируем учебные планы, предусматриваем место практики и даже трудоустройства. Ученик «прирастает» к предприятию и остается там работать. Для нас это результат – если из 100% набора нашего регионального заказа 70-80% выпускников трудоустраиваются на предприятиях. У нас уже 14 заведений профтехобразования работают по дуальному образованию. Такое двухстороннее движение позволяет нам вносить коррективы в учебный процесс, чтобы у выпускника не было разрыва между учебой и работой. Как раз в этом и состоит одна из главных задач стратегии.
Первый шаг к оптимизации ПТУ – передача их из государственной в коммунальную собственность, ведь сегодня облсовет лишен возможности управлять ими. Имущество и земля находятся в госсобственности. «Кабмин уже принял решение по 16 заведениям, куда вошли семь сумских, – уточнила В. Гробова. – Там все в процессе – проводится оценка имущества, инвентаризация, делают отчеты. Готовятся документы для передачи в министерство для утверждения. После облсовет примет их в собственность, и можно будет проводить оптимизацию. От некоторых громад уже поступили обращения, чтобы оставить заведения у них в громаде, и они сами будут определяться с их дальнейшей судьбой и финансированием. К примеру, об этом заявили Тростянец, Синевская громада. Корректировки все равно будут, и формирование эффективной сети будет проходить постепенно. Не исключено, что появится спрос на новые профессии. К реорганизации или закрытию учебных заведений будем подходить взвешено».