Чем новый спектакль “щепкинцев” о хрупкости и жестокости мира удивил сумчан
В Сумском областном театре драмы и музыкальной комедии им. Щепкина — очередная премьера — «Стеклянный зверинец» (Скляний звіринец) по пьесе Уильяма Теннеси.
Уже по традиции новый театральный сезон в театре им. Щепкина начинается премьерой. Постановкой занимался новый главный режиссёр театра Артемий Анищенко. Он развил идею Антона Меженина и представил своё, несколько иное, видение пьесы «Стеклянный зверинец», написанной классиком мировой литературы XХ ст., американцем Уильямом Теннеси.
Пьеса написана у 1944 году. Действие разворачивается в Америке, где на востоке идёт война. Семья Вингфилд (мать Аманда, её сын Том и дочь Лаура) стараются как-то выжить в это непростое время. Прямо скажем, есть перекличка с нынешним состоянием нашей страны.
Но, оговоримся, что постановка щепкинцев — юношеское воспоминание Тома Вингфилда о том, что же происходило. Причём не каждое воспоминание абсолютно достоверно: что-то смазано, а что-то гиперболизировано. Всё потому, что герой сам расставляет свои акценты, исследует себя, в буквальном смысле «роется» в своей голове, пытается найти ответы на вопросы: «Кто убивает в нём личность? Почему он не такой, каким хотел бы быть? Каков выход из всей этой ситуации?». Конечно же, всё начинается с пристального рассмотрения собственного окружения.
Мать Аманда (её великолепно играет Наталья Дехта) — жизнелюбивая, часто живущая прошлым и в тоже время всё контролирующая, пытается построить будущее собственных детей, при этом не спрашивая их мнения.
Сестра Тома — Лаура (очень вокальна в исполнении Евгении Анищенко) — хромающая на одну ногу и оттого при любом контакте с чужими людьми комплексующая до нервных срывов. Не окончила школу, несмотря на свои 24 года, и живет в собственном хрупком мире, как её коллекция — стеклянный зверинец — за которой она бережно ухаживает и находит в ней отдушину.
Друг Тома — Джим (в детализированном исполнении Юрия Оноприйко) — увлечённый собственной карьерой и неофициально, взявший некое шефство над Томом.
Отец Тома — 6 лет назад покинувший семью, нанявшись в корабельную компанию. Присутствует лишь в виде портрета.
Аманда желает, чтобы Том поднимался по карьерной лестнице, а его притягивает кино, он хочет красок, вместо серости, и жизненных приключений. Лауру же она мечтает выгодно выдать замуж, чтобы как-то обеспечить её будущее. И поэтому берёт с Тома обязательство, что тот приведёт в дом подходящего молодого человека.
Так закручивается детективная история личностного познания Тома Вингфилда самим собой. Очень органично и пластично его играет Владислав Писарев, раскрывая своего героя и проживая личностную сложную историю. И хотя здесь не всегда понятно, что в этих воспоминания реально, а что нет, но для Тома это активное путешествие в глубины себя, которое он доводит до крайней точки.
Отдельно хочется отметить декорации Александра Абманова. Чтобы одновременно вместить на сцене внутренние миры всех героев, он снимает одну из кулис, и когда открывается занавес, перед нами предстаёт непривычно огромная сцена, наполненная различными большими и малыми конструкциями. Каждая из них многофункциональна и помогает актёрам донести свой месседж. Благодаря этому, режиссёру удалось воплотить такую задумку, когда зрителю одновременно видна внутренняя реакция каждого героя на одно и тоже событие.
Постановка наполнена не столько хореографией, сколько пластикой, в постановке Сергея Великодного, которая своеобразной нитью связывает отдельные истории сюжета.
На пресс-конференции директор театра Николай Юдин задавался вопросом: «Как сумской зритель воспримет такое прочтение этой пьесы и готов ли?».
Мнения сумчан оказались различны: от полного неприятия увиденного, не понимания зачем же режиссёр изменил пьесу, добавив в неё негативных эмоций и тем самым нарушил баланс диапазона чувств, а также обошёл вниманием метафору с единорогом и до восхищения режиссёрской работой.
Источник: http://creativpodiya.com/