Куда в Сумах направят дополнительные 60 млн грн?
Близится к концу первое полугодие, а это значит, что скоро Сумская громада может получить дополнительный финансовый ресурс, который можно направить на расходы. На какую же сумму можно рассчитывать по итогам выполнения бюджета за шесть месяцев и на решение каких проблем лучше направить эти деньги?
Этот вопрос обсуждали члены планово-бюджетной депутатской комиссии на своем последнем заседании. Замдиректора департамента финансов горсовета Любовь Спивакова сказала, что точную сумму пока назвать нельзя, но по состоянию на 1 мая перевыполнение бюджета составляло 77,6 млн. грн. Из этого члены комиссии сделали вывод, что с учетом мая и июня перевыполнение за первое полугодие должно быть не менее 90 млн.
– Но у нас большая необеспеченность в средствах на оплату комуслуг и энергоносителей в бюджетной сфере, – тут же «порадовала» Л. Спивакова. – Ведь мы закладывали финансирование на эти цели исходя из тех тарифов, которые действовали по состоянию на 1 декабря 2020 года, поскольку бюджет нужно было принять не позже 25 декабря. А с 1 января все тарифы повысились, и вы все прекрасно знаете, насколько. А некоторые с 1 мая повысились снова. Так что на сегодня мы просчитываем дополнительную потребность, но уже могу сказать, что это будет не 10 миллионов, и даже не 20, а минимум 25.
Тем не менее, пришли к выводу депутаты, в распоряжении громады все равно будет как минимум 60 млн. грн. дополнительных средств. С одной стороны это, казалось бы, довольно внушительная сумма. С другой – и проблем в городе, мягко говоря, много. И как раз членам планово-бюджетной комиссии об этом известно, пожалуй, лучше, чем кому бы то ни было. Ведь все просьбы о выделении дополнительного финансирования на те или иные нужды в итоге стекаются именно на эту комиссию как последнюю инстанцию перед вынесением на сессию горсовета. На каждое заседание таких «хотелок» попадает на несколько десятков миллионов. В итоге, получается, чтобы закрыть все проблемные вопросы, городу нужен как минимум еще один такой же годовой бюджет развития в дополнение к имеющемуся.
В такой ситуации распределить те же 60 млн. грн. между всеми сферами городского хозяйства так, чтобы закрыть действительно самые серьезные и горящие проблемы, – довольно непростая задача. В этот раз депутат Игорь Перепека предложил принципиально изменить подход к распределению средств, полученных от перевыполнения бюджета, а именно – разделить их между всеми сферами в процентном соотношении. К примеру, на медицину – 50%, на образование – 30% и т.п.
Любовь Спивакова возразила, что это не слишком-то эффективный и справедливый принцип. Конечно, в каждой сфере найдется куча объектов, проектов, работ и т.п., куда можно направить неожиданно свалившееся на голову дополнительное финансирование. Но где-то могут быть действительно неотложные на сегодня проблемы, а где-то самые основные вопросы на этот год уже более или менее закрыты. Все это нужно анализировать и учитывать.
Однако И. Перепека настаивал на своем предложении – прямо сейчас определиться с процентным соотношением по каждой сфере, и пусть распорядители бюджетных средств подадут на комиссию свои «хотелки» именно на те суммы, на которые они могут ориентировочно рассчитывать. Чтобы не подавали каждый раз списки на 50-80 миллионов, прекрасно зная, что столько им никто не даст! Если же они будут знать, что реально могут рассчитывать, скажем, на 30 млн., то проанализируют все свои потребности и определят приоритеты.
Его поддержала депутат Ирина Дяденко: действительно, как депутаты, не будучи профильными специалистами в той или иной сфере, могут сказать, что на сегодня важнее, скажем, для медицины? Томограф, пожарная сигнализация или лифт в хирургическом корпусе? Приоритетность в этих вопросах должны определять чиновники от медицины совместно с руководителями медучреждений. И так должно быть в каждой сфере.
В итоге комиссия в целом поддержала идею И. Перепеки, немного конкретизировав ее. Так, всем распорядителям бюджетных средств дали протокольное поручение еще раз тщательно проанализировать потребности своей сферы и переделать списки своих «хотелок», расположив их по приоритетности (по убывающей). Эти списки нужно будет подать сначала на свои профильные депутатские комиссии, а потом уже – на планово-бюджетную, причем не позже начала июля. К тому времени с суммой перевыполнения уже все будет более или менее понятно. В первую очередь отминусуется недостающая сумма на покрытие защищенных статей (комуслуги, энергоносители и т.п.) и станет ясно, какие средства можно выделить той или иной сфере. И тогда комиссия поддержит по каждому списку столько пунктов, на сколько хватит денег. Это, по мнению депутатов, будет оптимальное решение, подкрепленное реальным финансированием.
Вот только согласятся ли с их мнением мэр и члены исполкома, которые довольно часто выносят на сессию какие-то свои приоритеты, не считаясь с мнением планово-бюджетной комиссии? Скоро узнаем…