Скандал с травлей ребенка в школе на Сумщине: Комиссия не увидела в действиях педагога ничего крамольного
Как мы уже сообщали, в Глуховской школе №3 разгорелся скандал – мама второклассника Нестора обвиняет классного руководителя в дискриминации ее ребенка.
Все началось с того, что в начале учебного года педагог предложила родителям купить печатные тетради по трем предметам, по которым она учит детей в классе. Это же коснулось и мамы Нестора. «По словам учительницы, только с помощью этих тетрадей возможен был образовательный процесс, – сообщила Алиса Ковалева в соцсетях на страничке «Родители SOS». – И если их не будет у моего ребенка, он будет отставать. Я отказалась покупать такую макулатуру. Ведь в ЗУ «О среднем образовании» сказано, что любые материалы, купленные за деньги родителей, в образовательном процессе использовать нельзя. Сначала сын просто говорил, что все работают на уроках в красивых тетрадях, а он ничего не делает. После моего обращения к директору по поводу прямого нарушения закона, дискриминации ребенка по имущественному признаку и унижения его образовательных прав он меня заверил, что такого больше не повторится».
После этого печатные тетради в классе перестали использовать – дети начали выполнять задания на листиках. Но на этом конфликт не исчерпался. «Учитель на уроках говорила детям, что из-за одной мамы, которая якобы запретила учиться по красивым тетрадям, теперь все пишут на листочках и тратят до 15 минут времени, – продолжает мама Нестора. – И здесь учительница подошла к вопросу с выдумкой и упорством. Она начала вырывать из тетрадей цветные листочки и раздавать детям, а моему ребенку – их ксерить, предоставляя черно-белую копию. Дети смеются над Нестором, говорят, что у них красивые листочки, а у сына черно-белый, значит, мама его не любит, не купила ему хорошие тетрадки. Сейчас еще один учитель присоединился к этой схеме и делает точно так же на уроках. Я обращалась по этому вопросу к директору, в том числе – письменно… Но ничего не меняется! Учителя, как и раньше, вырывают листочки и под смех других детей в классе дают моему сыну черно-белые копии. А как же педагогическая этика? Ведь из таких вроде бы незначительных вещей и рождается буллинг в школе».
Юрист общественной организации «Родители SOS» Роман Бондаренко объясняет, как можно обезопасить ребенка от возможной травли: «Есть утвержденный Минобразования порядок реагирования на случаи буллинга и разъяснения к нему. Родителям достаточно подать заявление директору. Он в течение суток сообщает в полицию, что к нему поступило заявление по поводу буллинга, и созывает заседание постоянно действующей комиссии».
Директор Глуховской школы №3 Эдуард Маринченко уверяет, что соответствующее заявление в полицию уже отправлено. Случай буллинга расследуют, педагог продолжает работать. «Приказом создана специальная комиссия – в составе работников психологической службы, педагогов, администрации и пр., которая должна дать рекомендации по поводу дальнейших действий», – сообщил руководитель.
Судя по последнему посту мамы, опубликованному 11 октября, комиссия не увидела в действиях педагога ничего крамольного. «Меня вызвали в школу якобы на комиссию по буллингу, а по факту – на судилище, где сотрудники школы, а также специалист службы по делам детей в безапелляционном тоне заявили мне, что я не понимаю, что делаю, – сообщила Алиса Ковалева. – Что я приношу вред своему ребенку, ограничиваю его право и права других детей учиться по печатным тетрадям. А эти тетради одобрены Минобразования, и все родители хотят использовать их в школе – так они решили на родительском собрании. Они меня упрекали: мол, вы здесь законы читаете, а нужно поступать по-человечески. При этом мне ничего сказать не разрешили, перебивали, разговаривали на повышенных тонах. Об интересах и правах моего ребенка, который подвергался унижению со стороны педагога, на этой комиссии речь вообще не шла. Его интересы там никого не волновали – волновало наличие тетрадей в учебном процессе. Любой ценой…».
Должны ли родители покупать печатные тетради? В Мин-образования разъясняют, что печатные материалы не являются обязательной составляющей учебно-методического обеспечения и их приобретение за средства родителей также не обязательно. Их покупка может быть исключительно добровольной – по инициативе родителей, а не педагога.
А решение родительского самоуправления не должно приводить к предоставлению другим участникам образовательного процесса привилегий или ограничений и нарушать их права. «Если отталкиваться от «должны или не должны», то не должны, – уточнил начальник главного управления общего среднего и дошкольного образования МОН Юрий Кононенко. – Любые дополнительные материалы – это воля самих родителей. Учителя могут что-то рекомендовать использовать, но это не может быть условием обучения».
У родителей, которые в соцсетях обсуждают эту тему, мнения разделились. И немало таких, которые считают, что в такой ситуации не стоит идти против всех, а яркие тетради, наоборот, только стимулируют современных детей к познавательной деятельности и соответственно – к усвоению материала.
«Нет закона, который запрещает использовать печатные тетради в школе, – написала Анна Казанцева. – Да, их не имеют права принуждать купить, но если из класса все за, а один против – то для этого как раз и делаются распечатки, чтобы ребенок работал на уроке. В чем проблема? Маме не понравилось, что они не цветные? Можно самой распечатать! Вы действительно считаете, что детям лучше, чтобы учитель на доске нарисовал разные крючочки-кружочки, а дети в тетрадь переписывали?! Здравомыслящих родителей и заставлять не нужно покупать тетради – они удобны в первую очередь для детей. Конечно же, найдутся единицы, кому это не нравится. Так почему из-за чьего-то недовольства большинство должно быть лишено возможности заниматься с удобными и интересными материалами?!»
Однако Алиса Ковалева оставлять эту историю не собирается – она написала письма в Минобразования, офис образовательного омбудсмена, областные департамент образования и науки, службу качества образования, местный отдел образования… Так что продолжение, по-видимому, следует.