Изображения-муралы на стенах сумских улиц: их статус и содержание
Картинки на стенах привлекают общее внимание. О них говорят и даже специально ходят посмотреть. Особенно если новые. Старые привлекают тоже, но уже не качеством исполнения и выдумкой, а неухоженностью. К испорченному изображению привыкнуть трудней, чем к облупившейся штукатурке. «Будут они это поправлять?!» – подумает иной прохожий или: «Вот и все у нас так!» А кто эти «они» и как это «так»?
Муралы. Граффити. Стрит-арт
Но сначала несколько слов о настенных картинках. Сейчас их принято называть муралами. Название произошло от испанского слова muro – «стена». Почему не от украинского слова «мур» с тем же значением? Потому что наибольшую известность мурализм получил в качестве монументальной живописи в Мексике 20-х годов прошлого века. А там говорят на диалектах испанского. Авторы мексиканских муралов получили мировую известность: Диего Ривера, Давид Сикейрос, Руфино Тамайо и др.
А надписи, которые появляются на свежевыкрашенных стенах, – это что? Чтобы надписи на стенах отличать от муралов, будем называть их граффити. Это слово происходит от итальянского глагола graffiare – «царапать». Во времена итальянского возрождения было распространено искусство сграффито – изображения на стенах или на керамических изделиях, выполненные процарапыванием (прорезанием) на разную глубину многослойного цветного покрытия. Сейчас технику сграффито изредка используют художники-монументалисты, а словом «граффити» в 70-х годах прошлого столетия стали называть надписи и рисунки, выполненные краской. На наш взгляд, главным в распространении граффити было желание прославиться – как это делал подросток Деметраки из Манхэттена, который повсюду писал на стенах часть своего имени и номер улицы, на которой жил, – «TAKI 183». В граффити важнее сам факт подписывания, нередко с риском схлопотать неприятности, нежели художественный результат. Хотя иные граффити можно смело отнести к произведениям искусства.
Муралы и граффити относятся к так называемому street art (стрит-арт) – с английского буквально – уличное искусство. Но лучше все же пользоваться именно термином «стрит-арт», поскольку не всякое изображение на стене является произведением искусства, как, впрочем, и арт – не всегда искусство. Стрит-арт охватывает огромное число видов уличного творчества – от изображений на стенах и тротуарах до обвязывания деревьев и фонарных столбов шерстяными нитками. Некоторые из них ценятся высоко. Так, стоимость произведений неуловимого Бэнкси, который уже много лет «бомбит» улицы трафаретными плакатами, доходит до миллионов фунтов стерлингов, а жители иных кварталов гордятся, если у них отметился Бэнкси. Если произведением искусства считать результат творческих усилий, не имеющий практической ценности, но имеющий продажную стоимость, то подобные произведения – изобразительное искусство. И, как всякое произведение искусства, они нуждаются в охране и уходе.
Мурализм по правилам
Мы ограничимся муралами. Какие из них являются законными и кто должен поддерживать их в надлежащем состоянии? С этими вопросами мы обратились к заместителю главного архитектора города Ольге Бондаренко. И вот что она нам рассказала.
– У нас есть решение Сумского горисполкома №484 от 31.08.2021 «Про затвердження Порядку утримання, ремонту, реконструкції, реставрації фасадів будинків та споруд, розташованих в історичних ареалах Сумської міської територіальної громади». Цель этого порядка – улучшение внешнего вида и сохранение фасадов зданий и сооружений. Конечно, фасады должны содержаться в должном состоянии на всей территории громады, не только в историческом ареале. Но, как говорится, лиха беда начало. С чего-то надо начинать. Границы исторического ареала указаны на чертеже, размещенном на сайте горсовета. В границах ареала находятся не только памятники архитектуры, но и традиционная, фоновая застройка, дисгармоническая. Так вот, каждое здание должно иметь паспорт отделки фасада. В нем должны быть указаны материал отделки, цветовое решение и т.д.
– Значит, если на фасаде предполагается нанести мурал, то и это должно быть отражено в паспорте?
– По логике, да. Потому что за состояние фасада, что бы на нем ни было – размещена реклама или какая-то роспись, – будут отвечать собственники, совладельцы, пользователи, уполномоченные лица этого здания. Помимо управления архитектуры, они должны дать согласие на размещение рисунков на фасаде. Они же, очевидно, должны договориться и о поддержании рисунка в надлежащем состоянии.
– Значит, чтобы нарисовать мурал, достаточно согласия ответственных за состояние фасада лиц?
– Но не на памятниках архитектуры (у нас в городе около 100 памятников местного и национального значения). В соответствии с законом об охране культурного наследия они должны быть аутентичными, то есть соответствовать первоначальному виду, быть оригинальными, т.е. подлинными. Конечно, нельзя молодые порывы тормозить. Но проявлять их лучше не в исторической части города, а в новостройках, серых панельных районах. Монументальная графика их может оживить. Важны и сюжеты картин. На мой взгляд, было бы интересно отобразить виды «улиц старого города» в контексте исторического центра на современном этапе. По этому поводу есть предложения для реализации – монохромные открытки, фотографии начала ХХ века. Творческие люди пусть обращаются.
– А если лица, ответственные за содержание фасада с муралом, захотят его закрасить, чтобы не морочиться с реставрацией, это тоже нужно будет отразить в паспорте фасада?
– Если рисунок был внесен в паспорт фасада – да.
– А если он представляет собой произведение искусства?
– На сегодняшний день все наши муралы не имеют такого статуса. Чтобы они стали произведением искусства, они должны пройти испытание временем и процедуру принятия на учет как объекты искусства. Необходимо определить историко-культурную и художественную ценность по инициативе, например, горсовета и получить заключение соответствующего специалиста. Но до сих пор никто из авторов такого желания не высказывал.
Муралы как история
Идея Ольги Бондаренко об изображении на подходящих стенах видов старого города получила интересное продолжение. В статье искусствоведа из Франции Татьяны Моженок-Нинэн, в которой она описывает поездку в городок Безье на Юге Франции, рассказывается о фресках-обманках тромплей (trompe l’oeil) с изображением сценок из прошлой жизни. «Фрески-тромплей, блестяще исполненные художественным объединением A-fresco, на многих фасадах Безье, – пишет Т. Моженок-Нинэн. – По ним можно познакомиться с историей города. Узнать, например, что Камиль Сен-Санс, из дружеских чувств к предпринимателю-виноделу Фернанду Кастельбон де Бокзосту, написал специально для открытия новой оперной сцены Безье Les nouvelles Arenes грандиозную оперу «Деянира» с балетом из 60 танцоров! На другой фреске – инженер Жан-Мари Кордье, любимец женщин Безье. Еще бы! До середины XIX века им приходилось каждый день по крутой лестнице спускаться вниз к реке за водой, а благодаря Кордье появилась мельница (она сохранилась до сих пор) и водопровод. Надобность в ежедневных «прогулках» к Орб отпала».
Фрески были заказаны мэрией города. Думается, она и заботится об их надлежащем состоянии. Стрит-арт в Париже и во Франции процветает. Есть целые туристические маршруты знакомства с уличными фресками. А разве Сумам нечего о себе рассказать?