Как сумчан “разводят” объявлениями мастера по ремонту компьютеров
Еще месяц назад в соцсети сумчане рассказывали о мастере по ремонту компьютеров, после посещения которого у них начинались проблемы.
Одни узнали, что переплатили за его работу, у других, ко всему прочему, гаджет стал работать еще хуже, чем до «ремонта». Неизвестный мастер размещает объявления на остановках, подъездах и выбирает для себя клиентов по определенным критериям. Он не берется за сложную работу и практически всегда приходит, если позвонил пожилой человек. В остальных случаях ссылается на занятость.
С начала июля в ВШ обратились двое сумчан, которые познакомились с этим мастером. Вот что они рассказали:
– Отец живет на «девятке», – рассказывает сумчанка Ирина. – Купили ему ноутбук, чтобы он мог читать новости в Интернете, общаться со своими друзьями в других городах и т.п. Для его зрения это лучше, чем смартфон. Но через полгода ноутбук стал тормозить, все стало медленно загружаться, и тогда папа позвонил мне. Увы, в это время я была на работе, а работаю я в другом городе вахтовым методом. Посоветовала ему отнести ноутбук в сервисный центр, но он решил, что это далеко и лучше вызвать мастера домой. А тут как раз и объявление на дверях подъезда: «Мастер, живу рядом с вами, выполню любые работы, быстро, недорого, качественно. В подарок – антивирус». А в придачу еще и фото с улыбкой. В общем, пришел мастер… По словам отца, он ковырялся в ноутбуке какое-то время, все расспрашивал о дочери, не пользуемся ли он или я ноутбуком для доступа к своим банковским счетам, как долго меня не будет. Папа сразу понял, что тип подозрительный, но при этом сомневался, а вдруг он просто такой общительный. В итоге поставил он антивирус, сказал, что почистил ноутбук, не разбирая его, и запросил 600 гривен за работу. Деваться некуда, отец с этим в первый раз столкнулся, заплатил. Пока рассчитывался, молодой человек подсунул какую-то бумажку, мол, подпишите, что я работу сделал. Отец подписал, даже не читая. Ноутбук стал работать нормально. Когда я приехала и он мне рассказал эту историю, я взяла ноутбук и поехала в сервисный центр. Там сказали, что никакой чистки не было, просто «мастер» почистил кэш браузера и установил временный антивирус, срок действия которого закончится через 20 дней. Я позвонила мастеру под видом клиента, но он сказал, что занят. А затем номер вообще отключился и больше не активен.
Почти аналогичную историю нам рассказала пенсионерка Александра. Она заплатила 1000 гривен за ремонт компьютера и замену детали, которая оказалась дешевле и хуже прежней.
– По телевизору сегодня нечего смотреть, и мы с дедом решили купить компьютер, – рассказывает сумчанка. – Три года он работал и вдруг стал тарахтеть. Просила сына починить, тот разбирается, он же, кстати, и покупал нам технику, но у него все времени нет. Пришел, посмотрел, сказал, что ерунда, он починит. И все, весь в делах, пропал. В общем, на остановке увидела объявление, переписала номер и позвонила. Пришел молодой человек, на вид около 30. Хорошо одет, общительный, много спрашивал о детях, внуках, очень жаловался, что у его мамы маленькая пенсия. В общем, в доверие втерся умело. Я только потом это поняла. Компьютер тарахтеть перестал, при этом он поменял какую-то деталь. Дал на подпись бумагу. Краем глаза посмотрела текст. Много написано, но было выделено жирным, что «претензий не имею» и т.п. Он, кстати, предлагал мне оплатить счет через банковскую систему в Интернете, через компьютер, если нет наличных. Но дед сразу отбросил эту идею. Сыну решила не рассказывать, чтобы не беспокоить лишний раз. Работает компьютер – и хорошо. В тот день, как всегда, смотрели фильм в Интернете и обратили внимание, что видео стало часто прерываться. Такого раньше не было. Затем поехали на дачу. Вернувшись через два дня, включили компьютер, а он снова тарахтит. Звоним мастеру, номер отключен. Так два дня звонили – и никакого результата. Рассказала сыну. Прибежал, глянул и говорит: треск был, потому что в блоке питания вентилятор (кулер) надо было почистить и закрутить. И мастер закрутил, но не почистил. Работа копеечная. При этом он зачем-то заменил нам видеокарту, поставив другую, в несколько раз дешевле и слабее по параметрам. Сын в шоке, настаивает на обращении в полицию. Ну а смысл обращаться? Кого они найдут? Надеюсь, что другие не попадутся на эту удочку.
Обе сумчанки назвали один и тот же номер телефона. В настоящее время он отключен. Они описывали внешность «мастера», и описание совпадает. Как оказалось, такая схема – далеко не нова для мошенников. Во многих больших городах Украины еще с 2017 года фиксируют подобные правонарушения. Примечательно, что мошенники используют одну и ту же форму объявления с никому не нужным временным подарком и фотографией улыбающегося мужчины. Мошенник расспрашивает жертву во время «ремонта», видимо, для того чтобы максимально оценить степень риска. Были случаи, когда озвучивалась сумма, которой не было у клиента на руках. «Мастеру» отдавали то, что было, после чего тот обещал зайти за остальными деньгами. Но никто не приходил.
За комментариями мы обратились в пресс-службу ГУНП в Сумской области. Нам сказали, что в этом году не было ни одного обращения в полицию с подобными заявлениями. Так что они просят тех, кто оказался в такой ситуации, сразу обращаться в отдел по противодействию киберпреступлениям, который находится по адресу: г. Сумы, ул. Нижнехолодногорская, 10, телефон 77-07-16.
Но, судя по этим историям, проблем не было бы вообще, если бы дети внимательнее относились к своим родителям. Во избежание неприятностей не рекомендуем обращаться к мастерам по объявлению, а также рассказывать кому-то незнакомому личную информацию. Если есть необходимость отремонтировать компьютерную или бытовую технику, обратитесь к кому-то из знакомых мастеров или лучше всего – в сервисный центр.
Максим Новиков, shans.com.ua