Мусорный конкурс в Сумах – уже в апреле
На минувшей неделе Сумской горисполком принял решение о внесении на рассмотрение Сумского горсовета вопроса «О проведении конкурса по определению субъектов хозяйствования – исполнителей комуслуги по вывозу бытовых отходов, образующихся на территории Сумской городской ОТГ».
Во время обсуждения было несколько нюансов, вызвавших недоумение членов исполкома и самих потенциальных участников конкурса. Так, первый касался состава конкурсной комиссии. Секретарь горсовета Андрей Баранов вообще не понял, каким образом потенциальный участник будущего конкурса – нынешний перевозчик ТБО ООО «А-Муссон» – может вносить свои предложения в состав комиссии – причем включить в нее не кого-то, а именно первого заммэра Владимира Войтенко…
Напомним, что предыдущий конкурс проводился в 2015 году. Тогда было 4 лота, 3 из которых досталось «А-Муссону». А утверждение результатов конкурса на сессии Сумского горсовета запомнилось инцидентом с участием как раз первого заммэра Сум В.Войтенко, которого до сих пор судят за «кнопкодавство». Тогда он голосовал за результаты конкурса, не будучи депутатом и взяв чужую карточку. Этим, собственно, и объясняется непонимание со стороны членов исполкома, когда тот же «А-Муссон» снова предложил включить оскандалившегося чиновника в конкурсную комиссию. Правда, сам В.Войтенко заявил, что он вообще не в курсе этого предложения компании и не собирается судить конкурс мусороперевозчиков.
Лицензия не нужна
Еще один вопрос также был связан с «А-Муссоном». Представитель предприятия акцентировала внимание на том, что среди критериев конкурса указано: приоритет будет отдаваться компании, которая имеет специальные транспортные средства для вывоза опасных ТБО в составе бытовых отходов. «Это неправильная постановка вопроса. Мусороперевозчик занимается только бытовыми отходами, а на опасные нужна лицензия», – отметила она.
Однако профильный заммэра Александр Журба прояснил ситуацию. По его словам, на вывоз опасных отходов в составе бытовых как раз не нужна лицензия: «Вы же их не захороняете и не храните. Вы можете заключить договор со специализированной организацией, которая утилизирует подобные вещи. И все».
Свое или арендованное?
Советника мэра Виктора Волонтырца интересовало еще одно: среди условий конкурса появились правки, касающиеся оборудования, – раньше у участников конкурса были указаны собственные контейнеры, а сейчас добавились арендованные. «Чье это было предложение? Ведь, когда мы рассматриваем тариф на перевозку ТБО и там заложены арендованные средства (машины, контейнеры и т.д.), сразу появляется вопрос – увеличится ли из-за этого тариф?» – объяснил он.
Представитель департамента инфраструктуры Александр Иваненко рассказал, что это предложение внесли сами перевозчики. Поскольку сегодня у «А-Муссона» на 100% – арендованная техника и контейнеры, «Сервисресурс» имеет свои, но все же большинство – тоже арендованные. «Так что это просто факт. Если сравнивать с существующим тарифом, то это на него никак не повлияет. А если на перспективу, то повлияет – конечно, в большую сторону. Ведь в арендную плату включается еще и амортизация, и какая-то прибыль. А если оборудование свое – только амортизация», – разъяснил он.
Однако депутат Виталий Жиленко напомнил, что уже лет десять, когда речь заходит о собственных средствах, сразу же появляется вопрос инвестпрограммы. Но инвестиционные составляющие не включали в тариф, потому что тогда он действительно будет еще больше. «Также, если перевозчики будут идти на конкурс, а сегодня на один лот надо 500 баков, то это примерно 150-200 тыс. евро. Привезли люди эти баки и не выиграли конкурс – и что делать? Так что ситуация непростая. Да и заложить эти расходы (на новые машины, контейнеры) в тариф мы не можем, там их просто нет», – уточнил депутат.
Представитель же департамента инфраструктуры успокоил членов исполкома тем, что в любом случае компания, которая имеет свою технику и баки, будет иметь преимущество на конкурсе. Все это учтет конкурсная комиссия.
Самостоятельно на полигон – ни-ни?
Член исполкома Олег Тетеркин, представитель «Сумыхимпрома», задал еще один вопрос, который беспокоит крупные предприятия: если предприятие имеет свой транспорт для вывоза ТБО, может ли оно напрямую заключить договор с «Сумыжилкомсервисом», обслуживающим полигон, и вывозить мусор самостоятельно? Ведь если тот же «Химпром» или «Керамейя» имеют свой транспорт – зачем им заключать договоры с перевозчиками?
А.Иваненко ответил, что так можно было делать раньше, а сейчас – нельзя в связи с изменениями в законодательстве с 1 мая прошлого года. По его словам, договор должен быть только с официальным перевозчиком: «У нас на конкурсе будет 4 лота, на каждом – по два перевозчика. Если вы находитесь на территории первого лота, можно просто заключить договор с перевозчиком с 3-го лота, например», – заявил он.
Однако с этим утверждением в корне не согласился В.Жиленко:
– Антимонопольный комитет еще 4 года назад через суды доказал, что крупное предприятие может напрямую заключить договор с полигоном. Так что все осталось как прежде, только для вывоза отходов нужна спецтехника. И это не касается более мелких предприятий в городе, которые часто выносят свой мусор в баки населения.
В итоге члены исполкома одобрили проект решения о конкурсе для перевозчиков ТБО. При этом сроки его проведения передвинули с 5 марта на 3 апреля. Окончательное же решение по данному вопросу примет депутатский корпус.