На вернисаже Натальи Говорухиной подводили итоги ее творчества за 30 лет
Хотя правильнее было бы – за 40 лет, и не в октябре, а в феврале будущего года. Тридцатилетие «всплыло» в связи с временным интервалом, который охватывает экспозиция. Самая ранняя работа из представленных была сделана фотомастером в 1987 году, а последние совсем недавно.
Наталье Говорухиной рано писать фотомемуары. Она фотограф действующий. И нынешняя выставка не ретроспективная, а тематическая. Хотя и посвящена времени. «Река времени» – таково ее название. Объясняя его, Наталья Алексеевна напомнила строчки из популярного у фотографов стихотворения: «Удел фотографа – прекрасные мгновения, / затвором отсеченные у времени реки… / Судьба фотографа – отбросив все сомнения, / С течением бежать, играя, наперегонки…»
Сравнение времени с рекой богато плодотворными «обертонами», которые вдохновляют на смелые предположения. Река притягивает художников и фотографов, и они стараются найти заветное мгновение, в котором бы отразилась вечность. Но мгновение – не бесплотная точка на траектории жизни, его истоки – в прошлом, а напор устремлен в будущее. Как нельзя войти дважды в одну и ту же реку, так невозможно и художнику остановиться на мгновении, каким бы прекрасным оно ни казалось. Кажется, остановил мгновение – остановился сам. А время ушло.
Чтобы отобразить эту подвижность мгновения, Наталья Говорухина нередко использует художественное размытие. «Это мое виденье. Когда я снимаю очки, я вижу мир вот таким, и он мне такой, если честно, больше нравится», – объясняет Наталья Алексеевна использование технического приема. Но, возможно, и нравится он ей потому, что фокус переносится с предмета на процесс и более резким становится движение. «Хотите верьте, хотите – нет, эти все работы – как бы путешествие в себя, познание, ощущение того, что наш мир очень хрупкий, эфемерный, зыбкий, и очень хочется сохранить его. 40 лет гоняюсь за светом, за кадром, за ракурсом, за состоянием. Это главное в пейзаже. Нет состояния – нет фотографии».
Так, может, в этой вечной погоне «за светом, кадром, ракурсом, состоянием» и состоит столь желанное обладание прекрасным мгновением? В «импульсивности и позитивности» Натальи Говорухиной, проявившейся в создании фотоклубов «Импульс» и «Позитив»; в подвижничестве на ниве популяризации фотографии вообще и нашей, сумской, в частности; в неутомимом участии в фотопленэрах, организации фотовыставок; в поисках и поддержке талантов. Изображение – лишь вешка на реке времени, сделанная художником, чтобы напомнить зрителю о радости деятельной жизни.
«Здесь в каждой фотографии – душа, – так на вернисаже сказал о работах Натальи Говорухиной один из руководителей фотоклуба «Импульс» Александр Сагалаев. – В каждой фотографии своя энергетика. Только надо ее почувствовать. Настроиться на резонанс, поймать эти волны, пропустить каждую фотографию через свой мозг».
Мы постарались помочь на-строиться на волну Н.Говорухиной, которая, как и положено быть волне, не имеет резких границ. Но еще мы бы хотели обратить внимание на работы автора, в которых движение жизни показано не столь формально, но не менее явно: в ребенке с початком кукурузы и подростке со снежком, в первом снеге, в рыжем коте на подоконнике на фоне заснеженного пейзажа за окном, в море спелой пшеницы. Творчество Натальи Алексеевны наполнено жизнью и потому не вмещается в рамках одного «фирменного» приема. Даже если это размытие.
Итак, настраиваемся. Смотрим. И ждем ретроспективной выставки художницы к юбилею фотографической деятельности. Нынешняя продлится до 28 октября.
Виталий Сергеев, Ваш Шанс