Сумские депутаты требуют денег за свою работу
На одном из последних заседаний депутатской комиссии Сумского горсовета по вопросам комимущества и законности депутат Игорь Перепека поднял вопрос о выплате компенсации депутатам, которые имеют основное место работы.
По его словам, хоть народные избранники работают с громадой на общественных началах, тем не менее по закону те, кто имеет основное место работы, должны получать из горбюджета компенсацию своей зарплаты за то время, которое они тратят на выполнение депутатских полномочий (участие в сессиях, заседаниях постоянных депутатских комиссий и т.п.) с отрывом от своей основной работы. Однако в Сумском горсовете такая компенсация почему-то не предусмотрена.
Члены комиссии решили обратиться в правовое управление горсовета, чтобы оно предоставило разъяснения по этому вопросу и дало свои рекомендации. Начальник правового управления Олег Чайченко подтвердил: действительно, согласно ч.2 ст.32 ЗУ «О статусе депутатов местных советов», предприятие, на котором работает депутат и которое вынуждено платить ему зарплату за то время, когда он отсутствует на работе в связи с выполнением своей депутатской деятельности, должно получать компенсацию из местного бюджета (то есть в нашем случае – из горбюджета). Но для того чтобы такая компенсация выплачивалась, эти расходы должны быть предусмотрены в бюджетной программе и включены отдельной строкой в проект бюджета на следующий год. И сделать это должны сами же депутаты, так как формирование и утверждение горбюджета входит в их полномочия.
Однако сложность заключается в том, что спрогнозировать, сколько точно времени потратит в следующем году тот или иной депутат на свою депутатскую деятельность, и рассчитать наперед конкретную сумму компенсации, мягко говоря, проблематично. Ведь, несмотря на то что ежегодно составляется план работы горсовета, соблюдается он весьма условно. Взять, к примеру, сессии. Довольно часто, если накапливается много вопросов, депутаты вынуждены проводить одну сессию за два пленарных заседания, также часто работают без каникул (а это как минимум на одну сессию больше, чем в плане), иногда возникает необходимость собраться на внеочередную сессию и т.п. К тому же перед каждой сессией проводится согласительный совет, на котором предварительно рассматриваются все проекты решений.
То же самое – с заседаниями постоянных депутатских комиссий. Хоть и существует график, но, как правило, он тоже не соблюдается: одни комиссии заседают гораздо чаще, другие наоборот – реже. Да и по времени заседания комиссии проходят по-разному – от часа-полутора до трех-четырех часов, а иногда и больше, в зависимости от количества накопившихся вопросов и их важности. Кроме того, периодически на рассмотрение той или иной комиссии попадают вопросы, которые требуют предварительного изучения всех обстоятельств с выездом на место, и в перерывах между заседаниями депутаты также вынуждены тратить на эти поездки свое рабочее время.
Наконец, время от времени, если возникает необходимость более детально разобраться в какой-то проблеме, в горсовете создаются временные контрольные депутатские комиссии. Но никто не может знать заранее, возникнет ли необходимость создавать такую комиссию (комиссии) в следующем году, кто из депутатов в нее войдет и сколько времени ей понадобится для работы. В общем, предусмотреть все нюансы заранее просто невозможно. Так что, если комиссия по законности все же внесет на сессию вопрос о компенсации и он будет поддержан, думать над методикой расчета суммы компенсаций придется, скорее всего, отделу по организации работы совета совместно с департаментом финансов.
Александр Завадский, Ваш Шанс