Вчора
На Сумщині протягом дня зафіксовано 127 вибухів
Ворожий “Шахед” пошкодив 25 будинків приватного сектору у СумахФОТО
Жителі Лебединщини розповіли про падіння ракети: “Як бахнуло, я отак і впала”ФОТО
У Сумах після удару “Шахедів” виявили пошкодження в 48 будівлях
У Сумській МВА перевірять фінансову та бюджетну звітність
Графік відключень на 23 листопада
Син збирає гроші на прилад нічного бачення для свого батька, який воює на фронті
Патронатних вихователів стало більше в Сумській області
Ада Роговцева закликала донатити за Глухів, Суми та інші міста
Завтра у Сумах проведуть зустріч із власниками пошкодженого “Шахедами” майна
89-річна сумчанка в’яже шкарпетки для ЗСУ
Завтра в Сумах – День жалоби
Рятувальники ліквідували загоряння гаража
Поліція Сумщини викрила голову ВЛК на хабаріФОТО
“Шахеди” зі шрапнеллю у Сумах: в чому небезпекаФОТО
На Чернігівщині спіймали браконьєра з Сумщини, який ловив рибу сітками
Працюючи в Армії відновлення, сумчани заробили 115 млн
У Сумах попрощались із захисниками Олександром Ігнатенком та Сергієм Мілановічем
У Сумах 17-річного хлопця ошукали на продажі ноутбука
У Сумах за підозрілі маневри патрульні затримали водія, що ледь стояв на ногахВІДЕО
У Конотопі відзначили кращих студентів
У Шостці провели в останню путь військовослужбовця Валентина Лифиренка
У понад 13 млн грн Держекоінспекція оцінила шкоду довкіллю від ракетного удару по Сумах 17 листопада
Сумський лісівник інспектував закарпатських колег
У Сумах внаслідок удару безпілотників пошкоджено 13 багатоквартирних і 19 приватних будинків
Керівнику КНП «Клінічна лікарня № 5» присвоєне почесне державне звання
В Охтирці відбулись міські змагання з футзалу
Юні музиканти із Сум відзначилися на конкурсах мистецтв
У Сумах зросла кількість поранених внаслідок удару “Шахедів”
У Конотопі тривають безкоштовні заняття з англійської для дітей

Сумской иконописец: «Твою икону будут воспринимать уже не как живопись, а как окошко туда…»

С Юлией Носовой автор интервью познакомился весной прошлого года на выставке современной иконы. Экспозиция выставки показалась излишне пестрой. Работ было много – разных размеров, традиций и стилей.

Небольшие работы Юлии привлекли внимание стилистической выразительностью и скромностью. Автору удалось растворить свое мастерство в сакральном предназначении работы, и это было его лучшей рекомендацией.

Время после выставки прошло для Юлии Носовой в трудах. Рассказывая о них, она то и дело использует уменьшительно-ласкательные слова: иконочка, досочка, стеклышко… Не от приуменьшения их значения – от понимания вторичности материальной стороны иконописи. Последняя ее работа – икона Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Разговор начался с нее.

– Душа, которая к ней обращается, должна задумываться об этом грехе. Но, с другой стороны, должна побеждать любовь к Божьей Матери. Тронуть сердце, смягчить, и, может быть, через время это отзовется в человеке. Перед ней молятся и те, у которых деток долго нет, и те, которые совершили грех аборта. Эта иконочка интересным образом пришла ко мне, чтобы я писала ее. Прошлой зимой я заболела очень сильно. Думаю: «Матерь Божия, если я поднимусь, я напишу тебе икону». А чуть ранее отец Сергий просил меня написать такую икону. У него была полиграфическая иконочка, написанная немного по-любительски. Хорошо бы, говорит, чтобы она была писана на досочке. Я обещала подумать. И тут меня осеняет: вот человек, который ждет икону Богородицы! Икона по обету пишется с трудностями. Я успела две другие иконы сделать. Батюшка молится, укоряет, что я задерживаю. Я ему благодарна. Но каждой иконе свой срок. Некоторые иконы сразу пишутся, другие за несколько подходов, нужно дать им постоять. Бог даст, в недельку-другую закончу эту иконочку, отдам в собор во славу Божию. Верующие, которые знают, что я пишу, отозвались, рамочку собрали, чтобы стеклышком закрыть. Говорят, чтобы иконочка, когда моющими ее протирают, не уходила. Такую от себя лепту внесли.

Недоступная высота простоты

В прошлый раз вы меня спрашивали, видела ли я «Троицу» Рублева вживую? Не видела. Когда я пишу иконочки, открываю журнал, где сохранившиеся работы Рублева Преподобного, и ориентируюсь по ним. Думаю: «Действительно, я ж не видела». И в феврале, перед закрытием границы, перед карантином Господь меня сподобил съездить в Москву. Я специально ехала в Третьяковскую галерею, к старым иконам, к «Троице» Рублева. Там целый зал рублевский. Направили меня туда к Владимирской иконе Божьей матери. Но Господь, когда направляешься к святыням, дает удивительные пути, и получаешь больше, чем думаешь. Так что я почти сутки провела в Третьяковской галерее.

– Какое впечатление от «Троицы» по сравнению с тем, что видели на иллюстрациях?

– На иллюстрациях очень меняется цвет. А там такая тишина, простота и высота! Невольно сидишь и думаешь: «Как же люди… Насколько там духовно и тонко, и спокойно. Люди приходили в воскресенье на службу… «Звенигородский чин», «Троица» – для них это было само собой. Насколько же они были духовнее! Это удивительное такое ощущение. Но самое удивительное, недавно Господь вдруг посылает мне писать «Троицу» Рублева в один из сельских храмов. То, что ты молишься перед иконой… Господь откликается сразу или через время, но – мороз по коже – понимаешь, что это отклик.

– Как вы выбираете, какую икону писать? Или вы не выбираете, вам заказывают?

– По-разному бывает. Вот две иконы, которые я делала летом, большие, почти полтора метра, – в храм Иоасафа Белгородского. Даже не знаю, она меня выбрала или я ее. Батюшка показал мне две иконы, которые были написаны очень любительски, и говорит: «Ты сможешь переделать лики?» А там надо было переделывать все. Я переделала лики, говорю: «Батюшка, давайте переделаем всю икону». И вот то, что стояло долго-долго в каких-то подсобных помещениях, я переделала. Просто, знаете, как… Говорят, переделай Богородице лик. Я сделала лик Богородице, и такое впечатление, что Матери Божьей я личико умыла, а остальное в лохмотьях отправлю. И я как бы свою лепту в храм внесла тем, что сделала две большие иконы, которые сейчас находятся в алтаре строящегося храма Иоасафа Белгородского.

Внутренний свет и свет от свечки

– Сейчас вы чувствуете в себе силы писать по-своему?

– По-своему не очень хочется, потому что это может увести куда-то. Ориентируешься на какие-то основы. Это как служба церковная – у каждого свой голос, а все придерживаются того, что было с первых веков. Потому что должны быть традиции, которых нужно придерживаться. Виденье цвета у каждого немного свое. Свой почерк. Как наклон буковки и все остальное. То же самое и в иконописи. Но все равно нужно стараться сохранить то хорошее, что есть.

– Языки иконописи разные. Какие вы выбрали для себя?

– Был даже специальный Собор, который постановил, что икону следует писать по подобию того, как писал Андрей Рублев. И было такое постановление, что люди, которые не умеют писать, не должны допускаться. Чтобы те, которые будут молиться, не впадали в ропот или что-то еще. А потом, когда стал влиять Запад, и с Запада стали привозить академические образцы, те, которые живоподобные, более чувственные, то со временем и наша традиция стала претерпевать изменения. Красивая Богородица – почему бы и нам не сделать так? Удался такой святой, почему и нам?.. Сейчас это приемлемо. Но все равно для моего внутреннего состояния, для моих ориентиров старая икона важнее. Она более аскетичная, в то же время более добрая, в ней меньше чувственности, но больше любви. Разница как между страстью и любовью. Тихое, спокойное умиротворение вносит икона, которая старая. Даже без привязанности к Рублеву… Если войти в зал древнерусской иконы в Третьяковской, вся она такая теплая. Щечки, выпуклости, они будто светятся светом от свечечки. Внутренний свет и свет от свечки. Таинственные такие переходы. Мне это нравится. Мне это близко. Поэтому я этого и держусь. Конечно, какие-то наработки уже есть, но они для меня – не ввысь, не открыть космос, а сохранить то, что Богом дано. Может, это кажется со стороны скучным, но для меня это много.

Они как дети. У них свое предназначение

– Юля, как вы организуете свою работу?

– Половина успеха – внутренняя организация. Ей помогает заказчик, который то и дело спрашивает: «Как иконочка?» Поэтому у меня с этим все в порядке. Я рисую не в вечность, а конкретному человеку, в конкретный храм и в срок. Бывает, над каким-то кусочком работа затягивается. В мастерской тебе бы не позволили так много над ним работать. Но ты знаешь, что это того стоит. Знаешь, с какими надеждами будут подходить люди, будут просить. Твою иконочку будут воспринимать уже не как живопись, а как окошко туда… Поэтому ответственность в этом плане есть, конечно.

Стараюсь молиться, чтобы Господь помог сделать это правильно, но… Если чувствуешь, что сейчас чего-то не в состоянии сделать, лучше сделать маленький перерыв, чтобы затем работать с большей отдачей. Где-то надо серединку находить между «надо» и перерывами…

– Наверное, как с детьми…

– Иконочки и воспринимаются как дети. Смотришь на нее, думаешь, какая же она будет? Потом делаешь. Потом настолько привыкаешь к каждой складочке, глазику, что воспринимаешь, как давно-давно знакомую. Отдавать – немножко грустно. Только закончила, она такая красивая – отдавать. А с другой стороны радостно, потому что понимаешь, что она будет исполнять свое предназначение. Это в радость. Она живет своей жизнью. Да, ты когда-то прикоснулся к ней, но воспринимаешь уже не как свое, а как икону…

Если есть хорошее что-то в моей жизни, то по молитве духовной и дивной милости и любви Божьей. Причем помощь Божья несоизмерима с духовным усилием человека. Человек протягивает руку, а Бог несет его на руках.

Иной читатель, возможно, скажет: «Ну и зачем мне, человеку иной веры/атеисту, знать о том, как работает православный иконописец?» Академик Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики и, между прочим, большой знаток и популяризатор искусства иконы, писал: «Считаю, что без высшего начала (а существование души не может не быть свидетельством высшего начала) жизнь настолько омерзительна, что лучше не жить. Если нет ничего высокого, идеального в нашем существовании, то это не для меня». На наш взгляд, стремление к поиску высшего смысла жизни интересно независимо от формы, в которую оно облечено. Интересно и достойно уважения. Важно, чтобы оно было.

shans.com.ua

Поділитися в соціальних мережах
07 червня
Як визначити свою чергу на відключення електроенергії не заходячи на сайт обленерго?
26 лютого
Видатного українського лікаря Сергія Лисенка нагородили Міжнародною премією миру (Німеччина – США)
30 грудня
«Аврора» передала 220 шоломів захисникам
02 вересня
В Черкассах есть свои Месси и Роналду: итоги футбольного первенства
24 червня
СБУ заявила, що нардеп Деркач завербований російською розвідкоюВІДЕО
З 1 вересня в українських школах планують розпочати переважно очне навчання – ОП
Українські військові вийшли з Сєвєродонецька – журналіст
Кремль відреагував на кандидатство України в ЄС: “головне, аби не було проблем для РФ”
У Херсоні підірвали колаборанта
Під Рязанню в Росії впав Іл-76
Українська авіація завдала потужних ударів по росіянах
США надають $450 млн військової допомоги Україні, у пакеті – РСЗВ та патрульні катери
Україна отримала статус кандидата на вступ в ЄС
23 червня
НБУ “надрукував” для уряду ще 35 мільярдів
McDonald’s може відкритися в Україні в серпні – Forbes
Перші американські HIMARS вже в Україні – Резніков
Суд заборонив партію Вітренко
Документи про завершення освіти будуть доступні в “Дії”
Європарламент підтримав кандидатський статус для України і Молдови
У Львові у закритому режимі готуються судити Медведчука
Британська розвідка: сили РФ просунулися в бік Лисичанська на 5 кілометрів
Влучання блискавки, утоплення, втрата свідомості: як надати домедичну допомогу
Зеленський: Пришвидшення перемоги – наша національна мета
22 червня
Вчителі з регіонів, де відновлять офлайн-навчання, мають повернутися на роботу – Шкарлет
Шольц: Німеччина продовжить постачати зброю Україні
В Україні повністю зупинено нафтопереробку – Вітренко
Туреччина заявила, що досягла прогресу з Росією щодо вивезення українського зерна
Росіяни випустили 7 ракет по Миколаєву – Кім
Європі порадили готуватись до зими без російського газу
У Ростовській області горів нафтопереробний завод, соцмережі писали про удар з безпілотника