Школьников в Сумах будут кормить по-новому
10 сентября Сумской горисполком утвердил контингент учеников и сеть классов в городских школах на 2019-2020 учебный год. Особое внимание в этот раз члены городского правительства уделили вопросу питания детей в школах.
Ведь, как отметил мэр Александр Лысенко, согласно последим изменениям в законодательстве, теперь бесплатное питание детей (за счет горбюджета) в школах обязательно только для льготных категорий. Кормить же учеников 1-4-х классов, как раньше, власть на местах уже не обязана, а может делать это по собственному усмотрению, исходя из возможностей местного бюджета. По словам градоначальника, уже во многих населенных пунктах с этого учебного года 1-4-е классы за бюджетные средства не питаются, а только за счет родительской платы (по желанию). Но в Сумах городская власть не намерена отказываться кормить детей в школах ни в этом году, ни в дальнейшем.
По информации начальника управления образования горсовета Антонины Данильченко, в этом учебном году организовано горячее питание для 12500 учеников начальных классов (бюджетное финансирование – 8 грн. на одного ученика в день) и около 2800 учеников льготных категорий (14 грн. в день). На год на эти цели предусмотрено около 20 млн. грн. Сумма немаленькая, поэтому членов исполкома заинтересовало, насколько эффективно организовано питание в школах.
– Есть ли какой-то мониторинг того, насколько это питание нравится детям и какой процент всей приготовленной еды идет в отходы? – спросил член исполкома Александр Байдак. – Корректируется ли меню и наборы продуктов в соответствии с предпочтениями детей? Ведь какой смысл готовить блюда, которые большинство детей не едят, и потом выбрасывать их на помойку, по сути – тратить впустую бюджетные деньги?
А.Данильченко объяснила: что касается меню, то каждая школа сама решает, что готовить для детей, но все же – не кому что захочется. Ведь детское питание должно соответствовать определенным нормам – оно должно быть сбалансированным и без запрещенных для детей продуктов (консервов, спредов, копченостей и т.п.). В этих рамках, конечно, меню может корректироваться в соответствии со вкусами детей. К примеру, если многие дети не пьют какао, а больше любят соки, то можно заменить одно другим, так как и соки, и какао разрешены для детского питания. Вообще же, по мнению чиновницы, то, как дети едят в школе, во многом зависит еще и от того, как они привыкли питаться дома.
– Будем откровенны, дома детям довольно часто готовят что-то вкусное, но не слишком полезное (а иногда и откровенное вредное). А в школьной столовой, где мы обязаны придерживаться норм детского питания, блюда в основном вареные и тушеные. И здесь не могут пожарить картошку или, скажем, полить котлету кетчупом. Поэтому да – еда в школьных столовых остается. Отходы мы, конечно, не взвешивали, так что конкретной цифры не скажу, но они есть. Однако это не значит, что мы ничего не делаем в этом направлении и не пытаемся улучшить ситуацию.
По словам А.Данильченко, пока в каждой школе утверждается двухнедельное цикличное меню, как это принято уже давно. Но на сегодня есть школы, которые согласились попробовать новый формат питания – по принципу шведского стола, когда дети могут выбирать, что они хотят съесть, из нескольких вариантов. Есть и такие школы, которые решились на принципиально новое меню, специально разработанное для школьных столовых победителем 5-го сезона проекта «Мастер-шеф» Евгением Клопотенко. (Он разработал и реализовал (пока только в Киеве) проект под названием «Новое школьное питание» – с новыми рецептами блюд для детей за те же деньги, которые и сегодня выделяются из бюджета на питание школьников, и из того же привычного набора продуктов.)
– В некоторых городах Украины уже есть успешный опыт в организации питания школьников по принципу шведского стола (в Киеве, Днепре), – сказал мэр. – Я думаю, сначала нужно туда поехать, посмотреть, как это работает, как реагируют дети на такой формат, какие блюда чаще всего выбирают. Чтобы мы не тратили время на эксперименты над нашими детьми, а использовали уже готовый проект – проработанный, с исправленными ошибками – и только после этого будем пробовать у себя.
– В любом случае сначала это будет пилотный проект с несколькими школами, обязательно – по согласованию с родителями, – уточнила А.Данильченко. – Мы не будем сразу по всем школам такое делать. Здесь, конечно, возникнет еще одна проблема: на шведский стол кто-то должен все блюда детям подать, а потом все это убрать. У нас и сейчас поваров в школах не хватает. Законом предусмотрено, что на количество детей до 200 положен один повар, больше двухсот – два. То есть и там, где двести детей, – два повара, и там, где 600, 800 и до тысячи, – тоже два повара. Конечно, это очень тяжело, и у нас были определенные трудности, но в этом году там, где больше 800 детей, мы поваров добавили. Но на шведский стол, повторюсь, нужно не только два повара, но еще и дополнительный обслуживающий персонал. Но мы прорабатываем этот вопрос, будем пытаться.
Интересно, что даже в Киеве, где пилотный проект по организации питания детей в школах по принципу шведского стола реализуется уже два года (с сентября этого года к нему присоединились еще 27 школ), городская власть признает, что реализовать эту программу сразу во всех школах нереально. Ведь, кроме дополнительного персонала (это, как оказалась, наименьшая из проблем), для шведского стола нужно переоборудовать школьные столовые. Поэтому в столице разработана программа, рассчитанная на три года, по закупке специального оборудования для подачи детям мультипрофильного питания. Тем не менее в тех школах, где это уже удалось реализовать, отмечают безусловное преимущество такого способа: дети стали есть гораздо охотнее, берут только то, что им хочется, и съедают все, так что отходов практически не остается. При этом дополнительного финансирования из бюджета именно на питание выделять не пришлось – уложиться в прежние суммы и при этом существенно разнообразить блюда удается за счет разницы в количестве и весе порций.
Так что, вполне возможно, и в сумских школах пилотный проект удастся успешно реализовать.