Дети Басов оказались в особом положении
20 апреля на заседании депутатской комиссии Сумского горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта, слушая доклад директора КП «Электроавтотранс» Виталия Однорога о нынешнем положении дел на предприятии, депутаты затронули вопрос о льготном проезде детей в коммунальном транспорте, обслуживающем район Басов.
Как известно, до недавних пор никаких льгот для детей школьного возраста в коммунальном транспорте не было вообще, при том что частные перевозчики уже который год возят учеников 1-4-х классов по 1 гривне без какой-либо компенсации из горбюджета. Но на заседании исполкома 14 марта, когда рассматривался вопрос о повышении тарифов на проезд в троллейбусах и коммунальных автобусах, исполком впервые утвердил для «Электроавтотранса» специальные проездные на троллейбус для учеников 1-4-х классов (из расчета одна поездка – 1 грн). Месячный детский проездной стоит 30 грн и еще 30 грн компенсируется предприятию из горбюджета. Новые тарифы начали действовать с 1 апреля. Так что теперь младшие школьники имеют возможность ездить по 1 грн не только на маршрутках, но и на троллейбусах.
Казалось бы, все должны быть довольны. Но, принимая вышеупомянутое решение, никто – ни члены исполкома, ни отдел транспорта, ни руководство КП «Электроавтотранс» – почему-то не подумал о том, что в Сумах есть один район, который обслуживается только автобусами КП, и туда не ходят ни троллейбусы, ни частные маршрутки. Поэтому дети, проживающие в районе Басов, оказались в особом положении – они единственные вынуждены платить за проезд в общественном транспорте по полной.
По мнению членов депутатской комиссии, это несправедливо, и проблему нужно как-то решать. “Дело в том, что у нас нет положения о том, как нам считать детские билеты на этом направлении и как нам контролировать их продажу, – сказал Виталий Однорог. – Если в троллейбусах это могут контролировать кондукторы и контролеры, то в автобусах, как вы знаете, обилечивает водитель, и он не сможет проконтролировать всех заходящих детей, сколько им на самом деле лет – меньше десяти или больше”.
Но депутаты никакой проблемы именно в этом нюансе не усмотрели, так как существуют ученические билеты, по предъявлении которых дети и пользуются льготным проездом. Так происходит в маршрутках, и никаких проблем при этом не возникает, так что же мешает сделать то же самое в коммунальных автобусах? Однорог пытался возразить, что в таком случае все равно нет гарантии, что льготой будут пользоваться только те дети, которые имеют на нее право. Ведь автобус гораздо больше маршрутки, и если он переполнен (автобусы на Басы переполнены всегда), а ребенок, скажем, зашел на вторые двери, он никогда не пойдет в такой давке к водителю, чтобы показать ученический. Он просто передаст одну гривню и будет тихонько стоять сзади, независимо от того, исполнилось ему десять лет или нет.
“Вы же понимаете, не будет контроля – не будет и компенсации, и это затянет нас в очередные убытки. У нас сразу появится учеников 1-4-х классов процентов 50!” – сказал директор КП.
Однако члены комиссии все равно посчитали, что это – надуманная проблема. “Я считаю, что это просто отговорки, на самом деле вопрос можно легко решить, – сказал Геннадий Гризодуб. – Вот скажите мне, чем дети, живущие у нас на Басах, отличаются от всех остальных? Почему по всему городу дети имеют возможность ехать по гривне, а на Басах – нет, и только потому, что мы решили не пускать туда частных перевозчиков, а теперь, видите ли, не знаем, как нам сделать детский билет на автобус! На троллейбус же сделали, если захотели, и на автобус, я уверен, можно сделать”.
Замначальника отдела транспорта Николай Гиценко заявил, что надо вообще уходить от налички в транспорте: «И детей отучать, а то родители им дают деньги на проезд, а они за проезд не платят, а тратят их неизвестно куда. Надо переходить на электронный билет». “Вот когда перейдем, тогда и перейдем – все и сразу,- возмутился Гризодуб. – Еще неизвестно, когда он вообще будет, мы уже второй год об этом электронном билете говорим, а толку пока никакого. А куда дети тратят деньги – это не наша проблема, это проблема родителей, а наша задача – сделать так, чтобы все были в равных условиях”.
По словам Гиценко, чтобы «Электроавтотранс» мог получать компенсацию за льготный проезд детей в автобусах, нужно рассчитать коэффициент соотношения платных и бесплатных пассажиров. Сейчас он у нас высчитан только по льготникам, а по детям – нет, и для этого нужно снова заказывать обследование пассажиропотока и досчитывать детей 7-10 лет ко всем остальным льготникам. Или считать их отдельно? В общем, никто пока не знает, как правильно это сделать. Не говоря уже о том, что такое обследование выльется городу в копеечку.
В итоге комиссия рекомендовала проработать этот вопрос специальной транспортной комиссии горсовета, департаменту соцзащиты, через который производится компенсация всех льгот, отделу транспорта и «Электроавтотрансу» и поставила этот вопрос на контроль профильному заммэра Александру Журбе. Через месяц комиссия заслушает, как продвигается этот вопрос.
Александр Завадский, Ваш Шанс