Город собирается списать со своего баланса все многоквартирные дома
На ближайшую сессию Сумского горсовета выносится проект решения о списании многоквартирных домов с баланса департамента инфра-структуры.
Как известно, раньше коммунальный жилфонд Сум долгое время находился на балансе обслуживающих организаций, как это и предусмотрено законом. Когда был создан коммунальный мегажэк «Сумижитло», горсовет поддержал инициативу тогдашнего городского руководства и сделал это КП единым балансодержателем всего городского жилфонда. Когда же «Сумижитло» начало разваливаться и вплотную подошло к банкротству, депутатам пришлось быстро решать, кому передать дома. В итоге в декабре 2016 года решением сессии жилфонд был передан на баланс департамента инфраструктуры. Хотя многие и по сей день считают, что это неправильно, поскольку департамент не является субъектом хозяйствования и не занимается содержанием домов. А главное, что сегодня это противоречит Закону №417 «О реализации права собственности в многоквартирном доме», который отменил понятие коммунального жилфонда и определил собственниками домов их жильцов (владельцев квартир), дав им право самостоятельно управлять своим домом.
На заседании депутатской комиссии горсовета по вопросам законности, комимущества и приватизации 21 августа юрист департамента инфраструктуры объяснила: «Законом №417, а также Законом «Об ОСМД» предусмотрено, что многоквартирные дома подлежат списанию с баланса нынешнего балансодержателя, то есть в нашем случае – департамента, причем независимо от того, создано в доме ОСМД или нет. Для выполнения этих норм закона разработан соответствующий порядок списания, утвержденный постановлением Кабмина. Также получены разъяснения Минрегионстроя о том, что передача с баланса на баланс в данном случае не предусмотрена – дома просто списываются, если можно так сказать, «в никуда» – до тех пор, пока жильцы не выберут себе управителя, который будет заниматься содержанием дома и возьмет его на баланс. Предусмотрена только передача совладельцам техдокументации на дом».
На основании упомянутого постановления Кабмина департамент разработал порядок списания домов в Сумах, который и предлагается утвердить на сессии. Процесс списания будет поэтапным и, судя по всему, займет немало времени. Согласно проекту решения процедура такова: департамент инфраструктуры издает приказ о списании того или иного дома и уведомляет об этом совладельцев дома путем размещения объявления на своем официальном сайте и на самом доме (на доске объявлений возле подъезда или в подъезде). В двухмесячный срок после издания приказа проводится процедура списания. Для этого создается комиссия из представителей департамента и жэка, который обслуживает дом, проводится обследование дома и подписывается акт о его списании с баланса департамента.
При этом юрист департамента подчеркнула, что согласия совладельцев на списание дома не требуется, по закону дома подлежат списанию в любом случае, а предусмотрено только письменное уведомление совладельцев дома.
Но депутатов как раз этот момент больше всего и насторожил. Ведь что бы там ни говорилось в законе и постановлении Кабмина, на самом деле в Сумах на сегодня еще ни один дом, в котором не создано ОСМД, не выбрал себе управителя и не взял дом на самостоятельное обслуживание. А это значит, что после того как дома будут списаны с баланса департамента, они де-факто станут бесхозными. Правда, юрист департамента заверила, что факт списания домов с баланса департамента инфраструктуры никак не повлияет на проведение в домах капремонтов за счет горбюджета. По ее словам, действующее законодательство позволяет городу как бывшему собственнику жилфонда участвовать в капремонтах домов как на условиях полного финансирования из бюджета, так и на условиях софинансирования с жильцами и независимо от балансовой принадлежности домов. Так что ремонты по-прежнему будут проводиться.
Но это не очень-то убедило депутатов. Насторожило их и то, что юрист департамента не захотела поддержать предлагаемую депутатами правку к проекту решения о том, что департамент должен уведомлять о каждом доме, по которому проводится процедура списания, не только профильного заммэра, но и их депутатскую комиссию – по вопросам комимущества и законности – для контроля за имуществом территориальной громады. Юрист заявила, что это нецелесообразно, порядком не предусмотрено, а для департамента – лишняя работа, ведь это – сотни домов. Все это показалось депутатам слишком подозрительным. К тому же они считают, что любые вопросы, касающиеся жилых домов, должны решаться только по согласованию с жильцами, в том числе – и списание с баланса. В противном случае это может вызвать очередной социальный взрыв.
В итоге члены комиссии не стали голосовать в поддержку этого проекта решения, а перенесли его на следующее заседание, на которое также будут приглашены представители правового управления, чтобы получше разобраться в ситуации, а уж потом определяться, какое решение принимать.
Александр Завадский
Источник: http://www.shans.com.ua/