Об истории легендарного советского магазина в Сумах
Наверное, не найдется ни одного сумчанина, который бы не посещал магазин «Океан» – прежнее главное место рыбной торговли в областном центре – или же не слышал о нем.
В соцсетях нередко встречаются посты горожан старших поколений, с ностальгией вспоминающих о дарах морских недр, щедро предоставляемых фирменной точкой Союзрыбпромсбыта – Всесоюзного промышленного объединения по переработке рыбы и сбыту рыбной продукции Министерства рыбного хозяйства СССР. Золотое время в истории этого торгового заведения пришлось как раз на первые десять лет его существования. Итак, когда же оно появилось? Обо всем по порядку.
Рыбная империя СССР
Появлению «комплексного предприятия общественного питания и торговли рыботоварами» в отдельно взятом областном центре Советского Союза предшествовала целая эпоха бурного развития рыбного хозяйства в стране. С увеличением улова в послевоенное время советское руководство рассчитывало компенсировать недостаток мяса рыбными продуктами. Инициатором программы выведения рыбной отрасли советской экономики на новый уровень стал фактически бессменный в течение 1940-1979 гг. ее руководитель Александр Ишков (1905-1988). В начале 1950-х правительство взяло курс на создание за короткое время мощного добывающего и транспортно-рефрижераторного флота. Для этого заказы получили не только отечественные судостроительные гиганты, но и зарубежные партнеры. В частности, среднетоннажные траулеры (логеры) для СССР производили заводы ГДР, крупнотоннажные – заводы в ГДР и ПНР, а рефрижераторы – французские предприятия. Кроме того, для нужд рыбного хозяйства строились суда научно-исследовательского, поискового и рыбоохранного флота, плавбазы, обеспечившие приемку в свежем виде и переработку сырья массовых видов рыб, новые судоремонтные и судостроительные заводы, модернизировались существующие рыбные порты, формировались рыбопромышленные центры (некоторые из них превращались в города и поселки на побережье), проектные и бассейновые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, обеспечившие научный подход к задачам отрасли; развивалась система специального образования по линии министерства. Наконец, СССР налаживал международное сотрудничество в области экономического освоения мирового океана, заключив соглашения с 46 странами и подписав 12 многосторонних соглашений по рыболовству. Это позволило Минрыбхозу в 1960-е приступить к освоению удаленных от советских границ недр мирового океана. Например, вблизи побережья Австралии, Новой Зеландии, Аляски, Гренландии, Исландии и т.д. (до введения 200-мильной зоны исключительной юрисдикции). Огромное количество рыбы начали вылавливать с конца 1960-х, когда ее добычу стали вести с помощью разноглубинных тралов. Был налажен массовый вылов путассу, сельди, скумбрии, сардины. В целом за 1950-1970 гг. вылов рыбы увеличился с 1,469 до 7,392 млн. тонн. А к концу 1980 годов эта цифра возросла еще до 11,5 млн. тонн. Производство одних только рыбных консервов достигло 3,5 млрд. в год. Разумеется, все это влияло на потребление рыбы в СССР. В конце 1970-х этот показатель составил в среднем 18 кг на человека против 5,6 кг в 1937 году. И хотя рыбная кухня не уравнялась с мясной (мяса тогда все же потреблялось до 57 кг), дары моря стали постоянной частью меню советских граждан.
Впрочем, руководителя Минрыбхоза не удовлетворили достижения его ведомства, и в начале 1970-х он представил советскому руководству новый амбициозный проект.
«Сам-бери» от Минрыбхоза
Министерство торговли СССР, занимавшееся реализацией морской продукции, мягко говоря, не справлялось с возложенными на него задачами. Морепродукты застаивались на плавбазах или на базахМинторга, сбрасывались назад в море, нередко портились или теряли товарный вид, превращаясь по описанию писателя В.Аксенова, в «нечто страшное»: «Спрессованная индустриальным методом в здоровенную плиту рыба уже не похожа была на рыбу, лишь кое-где на грязновато-кровавой поверхности брикета виднелись оскаленные пасти, явившиеся в Фатеж из вечной мглы». К тому же злоупотребления с неучтенной продукцией (разница в развесе рыбы на волне и на суше) выводили часть улова из легальной торговли. Подобное частично превращало титанический труд рыболовов в напрасные усилия, с чем, безусловно, А.Ишков и его единомышленники мириться не могли.
Поэтому в1972 году Минрыбхоз в нарушение монополии торговли получил право продавать собственную продукцию через систему фирменных магазинов «Океан». Первое такое заведение было открыто в Сочи в качестве экспериментального участка. Его успех убедил руководство страны дать добро А.Ишкову на дальнейшее развитие отраслевой торговли. К концу 1970-х по Союзу было открыто уже 104 «Океана». Курировал данный проект гендиректор сети Е.Фельдман, запятнавший в дальнейшем инициативу шефа громким коррупционным скандалом, связанным как раз с торговой сетью министерства – так называемое «рыбное дело». Впрочем, данный инцидент, стоивший А.Ишкову министерского кресла, а также мест многим руководителям отрасли и магазинов, не отразился на дальнейшем развитии специализированной торговли. Численность «Океанов» только росла.
Торговая сеть Минрыбхозов напоминала магазины самообслуживания – универсамы или «сам-бери», как их величали столичные жители (в Сумах это название не получило распространения), появившиеся в начале 1970-х. Последние, в свою очередь, стали заимствованием западных супермаркетов, но с куда худшим уровнем сервиса и недостаточным разнообразием продукции. В этом отношении «Океаны» все же положительно отличались. Во-первых, Минрыбхоз оказался куда более надежным поставщиком, нежели Минторг. Во-вторых, руководство министерства в качестве модели выбрало испанские специализированные рыбные маркеты с системой самообслуживания, с большими торговыми залами, напольными холодильниками, аквариумами с живой рыбой, продажей полуфабрикатов, небольшими кафе или ресторанами, в которых можно было заказать блюда из рыбы и морепродуктов. Именно таким оказался и сумской фирменный магазин ведомства А.Ишкова.
«Из различных морей»
Следует отметить, что сумской «Океан» создавался чуть ли не в первой очереди формирования торговой сети. Открытие специализированного рыбного магазина в Сумах по адресу: ул. Ленина, 76 (теперь – ул. Петропавловская, 76), состоялось в сентябре 1975 года. Первым его директором была назначена Любовь Сергеевна Голубкова. Возможно, именно она и запечатлена на известной фотографии с первым секретарем Сумского горкома КПУ М.А. Лушпой. Уже после руководства «Океаном» она возглавила производственное объединение «Сумырыба».
Визитной карточкой магазина стал его необычный для Сум интерьер, в основе которого был реализован типовой для торговой сети Минрыбхоза проект (говоря языком экономики, паттерн в ритейле – многократное воссоздание модели торгового заведения с тем же дизайном интерьера, ассортиментом, перечнем услуг и ценовой политикой), превративший вполне стандартное помещение в интересно оформленный комплекс. В первую очередь, впечатляла отделка стен и колонн рельефной плиткой из хромоникелевой стали, напоминающей рыбью чешую. Чувство «морского пространства» дополнял подвесной потолок, выложенный дырчатыми алюминиевыми штабами. Стальной по цвету объем помещения выгодно оттенялся рядом живых цветов в горшках и кадках на широких витринах. Со стороны улицы «океанический» характер коммерции безошибочно угадывался благодаря наружной рекламе – крупным рисункам с изображением обитателей морей – в стиле всех фирменных магазинов Минрыбхоза. Однако, несмотря на прогрессивный для своего времени дизайн, большое пространство заведения (его общая площадь вместе со служебной частью составила 1100 квадратных метров) и импортную техническую начинку, проектировщикам все же досталось на орехи от хозяев – подсобные помещения разместились не на одном уровне с торговым залом, что затрудняло доставку продукции и требовало дополнительных физических усилий как от грузчиков, так и, в особенности, от женщин-продавцов.
В отличие от современной организации коммерции, в магазине не было сурового контроля за покупателями – советская торговля все же признавала сознательность граждан. Дополнительным примером тому может служить фактическое отсутствие контролеров в общественном транспорте. Если бы кто и решил проехать «зайцем», другие пассажиры вполне могли его пристыдить.
Для удобства покупателей на входе были установлены камеры хранения, металлические корзинки и тележки. Зал самообслуживания располагался слева от входа. Здесь в охлаждаемых прилавках, поддерживающих температуру в -18-20°С, можно было выбрать свежемороженую рыбу (нототения, горбуша, простипома, хек, минтай и пр.), а также клешни краба. В прилавках среднего охлаждения (от нуля до +2°) находилась просоленная рыба и, наконец, продукция горячего копчения – в прилавках без охлаждения – мойва, килька, тюлька, желтоперка и др. Тут же располагались пресервы и консервы самых разных видов. Рассчитаться на выходе можно было в одной из трех касс.
Справа зал, в котором покупателей уже обслуживали продавцы. Здесь продавалась приготовленная к употреблению продукция и полуфабрикаты – рыба жареная, заливное, рыбные котлеты, тефтели, паста, брикеты мяса криля и прочая кулинария, в т. ч. изготовляемая на месте в цеху учреждения. Впрочем, сумчане отдавали предпочтение сырой продукции. Значительным обилием отличались консервы – от красной икры до бюджетной кильки в томате. Из аквариума можно было заказать живую пресноводную рыбу.
В целом большая часть продукции была доступна всем слоям населения. Хотя сумчане старшего поколения нередко указывают по памяти разную стоимость одних и тех же товаров (впрочем, и сами цены варьировались по годам). И все же верхние границы редко выходят за пределы разумного. Например, во второй половине 1980-х килограмм хека продавался за 90 коп. (без головы), минтая – за 35 коп. (с головой) или за 70 коп. (тушки без головы). Сельдь на развес в начале 1980-х расходилась по 1 руб.
75 коп. Она же продавалась и в жестяных овальных или округлых банках весом в 1-1,5 кг. Что касается стоимости иваси, тут респонденты расходятся во мнениях – называются суммы и в рубль двадцать, и даже в три двадцать. Консервы с икрой минтая можно было купить за 60 коп., а с килькой – всего за
33 коп. Еще дешевле стоила морская капуста. Среди более дорогих консервов – сайра, скумбрия в масле. Последнюю нередко покупали хозяйки для приготовления популярного в поздний советский период салата «Мимоза». Хотя товар регулярно выкладывался на прилавки, бич советской торговли – очереди – не был исключением и в «Океане». Последние выстраивались за особо ценными и редкими в продаже продуктами, например, прибалтийскими шпротами или печенью трески.
На втором этаже посетителей встречал кафетерий, где можно было пропустить под бутерброд с икрой, балыком или сыром 50 г коньяка, выпить чашечку кофе, чая или стакан сока, купить горячую выпечку. В конце 1970-х бутерброд с черной икрой стоил 41 коп., затем 43 коп. Здесь же гурманам предлагались и более изысканные лакомства. Например, отварные клешни камчатского краба или бутерброды с киперсами (нарезка из ставриды или скумбрии холодного копчения с пряностями). В целом, несмотря на предложение покупателям и неспециализированного товара, продукция моря в первое время существования магазина все же составляла около 90% ассортимента.
Незримая часть магазина скрывалась от глаз покупателей за «чешуйчатыми» стенами. Здесь располагались три стационарные холодильные камеры с температурным режимом от -2° до +2° для кулинарии, соленой и копченой рыбы, еще две разборные камеры для свежемороженой рыбы с соответствующей низкой температурой. Доставленная в грузовых автомобилях-рефрижераторах рыба попадала в один из пяти фасовочных цехов торговой точки. Тут часть рыбы на электронно-механических весах взвешивали и паковали по полиэтиленовым пакетам. В подвале располагалось машинное отделение, откуда полтора десятка компрессоров нагнетали холод в камеры, витрины и прилавки верхней части магазина.
Продукция в сумской «Океан» поставлялась с московской базы «главка», а также напрямую из основных рыбных портов Союза – Мурманска, Таллинна, Керчи, Астрахани и пр. А вот пресноводная рыба уже отправлялась рыбхозами Сумской области. Все вместе это обеспечивало правдивость рекламы «нового фирменного магазина по продаже продуктов моря», обещавшей покупателям «широкий ассортимент разнообразной рыбной продукции из различных морей».
В новых условиях
В годы перестройки медленно, но верно наступал кризис и в сопротивляющейся изменениям торговле сети «Океана». Разрастался перечень дефицитной продукции. Например, за икрой минтая уже возникали длинные очереди, поэтому продажа часто выносилась на улицу рядом с магазином. Наконец, в 1990-е ассортимент специализированной продукции значительно уступил место непрофильной продукции рыночной стихии, чему сопутствовал развал Советского Союза и нарушение налаженных экономических связей между бывшими советскими республиками. В конце концов «Океан» потерял прежнее значение специализированного магазина, в нем расположились другие торговые заведения. Тем не менее, еще длительное время характерный рыбный запах встречал покупателей, напоминая им о прежнем хозяине торгового заведения.
Хотя сумской «Океан» не являлся торговым гигантом и уж точно не был лучшим гастрономом города, все же в воспоминаниях старшего поколения сумчан он занимает не последнее место. В сравнении с нынешними дарами морей они отмечают лучшее тогдашнее качество продукции, особенно сельди, ценовую доступность и репрезентативность товара. В позднюю советскую эпоху «Океан» повлиял на разнообразие меню горожан, сделал более доступной различную морскую продукцию и предложил лучшую модель взаимодействия с покупателями. Последние сегодня обсуживаются уже современными сетями торговли рыбой и морепродуктами. Однако, несмотря на большое количество подобных торговых точек, ни одна из них так и не достигла уровня организации сумского «Океана».