“Жива только на бумаге”: Сумские депутаты не заметили пользы от программы “Два колеса”
На сессии Сумского горсовета депутаты должны были рассмотреть вопрос о состоянии выполнения городской целевой программы «Два колеса» по развитию велодорожек в Сумах на 2013-2018 гг. Но у многих он вызвал недоумение – в Сумах есть вообще велодорожки? Сколько даже не километров, а хотя бы метров город построил за пять лет, пока действовала программа? И депутаты были удивлены еще больше, услышав ответ чиновников!
Так, директор департамента инфраструктуры Александр Журба заявил, что программа работала с 2013 по 2018 годы. А до 2017 года вообще была в УКСе. В департамент она попала только в 2018 году, и с этого момента никакого финансирования по программе у департамента не было. Так что и дорожек по ней не делали. «Сейчас же, когда департамент устраивает тротуары, будем наносить на них разметку», – пообещал чиновник.
Свою позицию донес до коллег и депутат и начальник горуправления капстроительства Виталий Шилов: «Действительно, разработчиком этой программы был УКС. Но после того как мы начали разрабатывать проектно-сметную документацию, поработали с архитектурой, пришли к выводу, что управление не может выполнять программу – так как для нас как строителей это было бы связано с выдачей градостроительных условий и ограничений, а велодорожки – объекты благоустройства. Потому программу передали в департамент инфраструктуры. Но мне тоже очень интересно, департамент хоть раз обращался по поводу выделения средств на выполнение данной программы? Я этого не помню, и денег, по-моему, мы не выделяли. Потому в этом направлении никто ничего и не делал».
– Не понимаю, зачем нам программы, которые не финансируются. Мы говорим о каком-то ходе выполнения, а у нас ни метра дорожки не сделано! – возмутился самой ситуацией депутат Игорь Перепека. – На Роменской, где сделали хорошие широкие тротуары, где есть спуски, заезды, велодорожка буквально просится. Там ее надо просто нарисовать. Александр Журба сказал на одном из согласительных советов, что, как только закончатся дожди, они выйдут и нарисуют. Но прошло уже почти 5 месяцев, и никто ничего не сделал. Я предлагаю эту программу закрыть до момента, когда у нас не появится финансирование на велодорожки. Ведь до этого времени все равно их никто делать не будет. И вообще все программы, на которые мы не выделяем средств, надо закрыть. Чтобы мы даже не тратили на них время.
Но Виталию Бурбыке было откровенно жаль, что программа закончена: «Велодвижение в нашем городе только наращивает обороты, велосипедистов становится все больше, и, к сожалению, они вынуждены ездить по автомагистралям. Потому у меня несколько предложений: чтобы исполнители этой программы и имеющие к ней отношение сели на велосипеды и проехали по тем дорожкам, которые построены на сегодня в городе. Это небольшие отрезки, и они не приспособлены для нормальной велопрогулки. Второе – чтобы департамент разработал новую программу и продумал нормальные маршруты, в принципе активисты их уже давно проработали – они не пересекают автомагистрали, проходят под мостами, по зеленым зонам и т. д. На самом деле никто этим вопросом комплексно и серьезно не занимался. Потому у нового руководителя департамента есть возможность проявить себя как хорошего организатора. И на сессию, например в июле, вынести новую программу (два месяца для этого достаточно) – чтобы на следующий год на нее можно было заложить средства».
В свою очередь, И. Перепека обратил внимание на маршруты для дачников: «Считаю, что прежде всего надо решить основную проблему – сделать велодорожки по тем направлениям, где люди ездят на дачи. Это выезды из города – Белопольское шоссе, Роменская, Барановка, Харьковская. У нас очень тяжело с доставкой в дачные кооперативы».
В итоге депутатский корпус принял решение пока снять данный вопрос с рассмотрения, разработать новую программу и одновременно закрыть старые «Два колеса» и утвердить новую программу.
Немного истории: программа развития велосипедного движения «Два колеса» была утверждена в 2012 году. Пилотным проектом должна была стать дорожка на пр. Курском (вдоль проспекта от пешеходного перехода на перекрестке с ул. Ковпака до моста через железнодорожные пути – 1,8 км). А сделать ее должны были во втором полугодии 2013 г. В 2013 г. под эту программу планировали 500 тыс. грн., но затем эти средства перераспределили. В 2014 г. на «Два колеса» из бюджета не выделили ни копейки. В 2015 году депутаты согласовали финансирование программы в размере 500 тыс. грн. На эти деньги должен был быть разработан и согласован проект двухсторонней велодорожки со стороны научной библиотеки по маршруту «ул. Героев Сталинграда – пешеходный переход в районе фонтана «Садко» (800 м). Но проектные работы продолжились в 2016 году, на которые заложили 1 млн. грн. Над проектом работало КП «Архітектура. Будівництво. Контроль». В итоге они разработали 15 маршрутов. Первый маршрут – «Курский» (1,81 км, вдоль проспекта до моста), №2 – «Ул. Ремесленная – Холодногорская – Горького» (4,48 км, до моста через Сумку), №3 – «Сквер «Дружба» (437 м), №4 – «Ул. Героев Сталинграда» (803 м), №5 – «Ул. Харьковская» (2,074 км, до пр. Лушпы), №6 – «Пр. Лушпы» (1,987 км, левая сторона, до ул. Черепина), №7 – «Пр. Лушпы – пешеходный мост через Псел» (412 м), №8 – «Ул. Д.Коротченко» (3,157 км, вдоль объездной дороги), №9 – «Ул. Черепина» (1,735 км), №10 – «Пляж «Гусинцы» – Троицкая – Героев Сталинграда» (1,962 км, через мост), №11 – «Ул. Ковпака» (5,636 км), №12 – «Харьковский мост – пешеходный мост в районе ул. Прокофьева» (1,336 км), №13 – «Пешеходный мост в парке им. Кожедуба – ул. Прокофьева» (1,08 км, до автомобильного моста), №14 – «Ул. Роменская – педуниверситет» (3,99 км, от перекрестка с ул. 20 лет Победы до конечной) и №15 – «Ул. Харьковская – СумГУ» (2,153 км, от перекрестка Харьковской с Прокофьева). Проектировщики задумали шесть очередей строительства. Длина велодорожек по городу – чуть более 33 км. Стоимость работ оценивалась примерно в 18-20 млн. грн. КП «А.Б.К» планировало разработать рабочие проекты отдельно на каждую очередь. Первая очередь предполагала обустройство дорожек по маршрутам №4, 5, 6 (до пересечения с маршрутом №7), 7 и 10 общей протяженностью 6,331 км, при условии выделения денег. Но их, видимо, снова не оказалось. А в 2017 году УКС уже не занимался дорожками – их передали в департамент инфраструктуры. Как же в Сумах появились велодорожки на Прокофьева и Кондратьева? Это была инициатива УКСа: когда КП «Дорремстрой» выполняло тротуар на ул. Кондратьева, предприятие попросили сделать на нем разметку для велодорожки. Такая же ситуация была и на Кондратьева. На Героев Сумщины тротуар, оказывается, сделали тоже не по программе. Спрашивается, зачем тогда рисовали проекты и тратили на это средства? На этот вопрос в нашем городе никто никогда не мог ответить. Как и ответить за потраченные деньги…