В Сумах депутаты не смогли списать дома с баланса департамента инфраструктуры
Департамент инфраструктуры Сумского горсовета упорно не оставляет попыток списать со своего баланса жилые многоэтажки.
Напомним: необходимость списания жилых домов бывшей коммунальной формы собственности обусловлена законом №417 «Об особенностях реализации права собственности в многоквартирном доме». В мае 2017 года горсовет принял решение о списании с баланса департамента одно- и двухквартирных жилых домов бывшей коммунальной формы собственности, которые раньше обслуживались жэками: они перестали считаться многоквартирными – упомянутый закон отнес их к частному сектору (многоквартирными же теперь считаются дома, в которых три и более квартир). Что же до всех остальных домов, то за последние два года депутаты уже несколько раз рассматривали этот вопрос на сессии, но так и не приняли его.
Согласно подготовленному департаментом проекту решения, всего в Сумах должны списать 1657 домов, и они должны быть списаны до 1 апреля 2020 года. По инициативе самих жильцов на сегодня пока списали только 12 многоэтажек.
Но и в этот раз у депутатов осталось несколько вопросов, в которых они так до конца и не разобрались. Их озвучил депутат Евгений Скоробагатский, член постоянной комиссии по вопросам ЖКХ. Первый – останется ли в силе выделение из горбюджета средств на капремонт домов, если они будут списаны с баланса департамента? На этот вопрос и.о. директора департамента инфраструктуры Виктор Павленко однозначно ответил «да»: закон этого не запрещает, а даже обязывает горсовет как бывшего собственника при передаче участвовать в первом капремонте объекта.
Второй вопрос заключался в следующем: если дом имеет балансовую стоимость, то, согласно Налоговому кодексу, при списании его с баланса нужно заплатить налог. Должен ли будет горсовет заплатить этот налог или дома имеют нулевую стоимость? Обращался ли департамент за разъяснениями по этому вопросу в налоговые органы? С этим вопросом получилась заминка. Есть ли разъяснения по этому поводу от налоговых органов – В. Павленко так и не ответил, но сказал, что, по его мнению, налог платить не нужно и город это делать не будет. Как ни странно, депутатов такой ответ удовлетворил.
Самым же проблемным вопросом оказался третий: по новому Закону «О жилищно-коммунальных услугах», который вступил в силу в полном объеме с 1 мая 2019 года, при списании жилых домов со своего баланса орган местного самоуправления обязан передать совладельцам дома всю имеющуюся техническую документацию на дом, а если ее нет – в трехмесячный срок изготовить ее за счет бюджета и бесплатно передать. В связи с этим депутатов интересовало, заложены ли в бюджете средства на изготовление техдокументации на те дома, которые департамент собирается списать? В.Павленко ответил, что на 2020 год на эти цели в бюджете заложено 100 тыс. грн. Тут же выяснилось, что это, можно сказать, вообще ничего, потому что, по словам самого же В.Павленко, этих денег хватит всего на пять домов, а в Сумах 80% домов бывшей коммунальной собственности не имеют никакой техдокументации, не говоря уже о документации на земельные участки. Однако, по мнению В.Павленко, это не тот вопрос, который должен тормозить процесс списания домов с баланса.
– Мы проводили анализ: почти все города Украины уже списали свои дома, в том числе и без техдокументации, – заявил чиновник.
Е.Скоробагатский возразил, что если это и так, то они успели сделать это, скорее всего, до вступления в силу нового закона о ЖКУ. А сейчас этот закон трактует четко: если идет списание или передача новому собственнику, должна передаваться техдокументация. Проблема же в том, что это очень большие деньги.
– Но мы же не можем направить весь бюджет развития департамента на одни только техпаспорта на дома! – возмутился В. Павленко. – Мы можем их изготовить только в рамках выделенных средств. К тому же жильцы могут и сами это сделать, и сегодня многие ОСМД это делают за свой счет…
Начальник правового управления горсовета Олег Чайченко предложил списывать дома постепенно, по мере изготовления документации. Однако депутат Владимир Чепик возразил, что такими темпами город никогда дома не спишет.
– А что будет, если мы сейчас спишем все дома, но в установленный законом срок не сделаем техдокументацию? – спросил он. – Какая за это предусмотрена ответственность?
В. Павленко ответил, что никакая. Тогда В. Чепик предложил все же списать все дома сейчас, а документацию делать потом, постепенно. Как говорится, если все равно нет ответственности – не обязательно и выполнять требования закона…
Но голосов за это решение снова не хватило. Мэр Александр Лысенко предложил еще раз внести его на рассмотрение на сессию 24 декабря, а за это время доработать проект решения.
– Сделайте так, чтобы было четкое обоснование и четкая процедура и чтобы и люди, и депутаты поняли, почему это делается, как это будет происходить и какие последствия, – проинструктировал мэр главного коммунальщика города.
shans.com.ua