За чей счет поверяют газовые счетчики сумчан?
Любой прибор учета, в том числе и счетчик газа, имеет свойство изнашиваться, запчасти могут деформироваться, ведь на его работу влияют кухонные испарения, прямое попадание солнечных лучей, повышенная влажность и другие факторы.
В итоге прибор может давать неверные показания, причем в сторону как увеличения, так и уменьшения. Понятно, если счетчик показывает меньше, потребитель вряд ли обратится в газоснабжающую компанию с заявлением о поверке, но вот если счетчик наматывает больше – обратится обязательно. Но кто должен платить за поверку газового счетчика, с какой периодичностью она делается?
Межповерочный интервал для всех бытовых счетчиков газа – 8 лет. Как правило, сотрудники АО «Сумыгаз» сами отслеживают, когда необходимо делать плановую поверку, и оповещают об этом потребителя. Причем все расходы на демонтаж счетчика, его поверку и транспортировку берет на себя газовое предприятие. При поверке представители компании в двух экземплярах составляют «Акт снятия счетчика газа для проведения периодической поверки». Один – остается у потребителя, второй – у газовиков. Перед демонтажем счетчик обследуют. При обнаружении каких-либо нарушений составляется «Акт о выявленных нарушениях». В нем фиксируют такие показатели: наличие, целостность и совпадение номеров пломб на присоединительных патрубках; наличие, целостность пломб на счетном механизме и корпусе счетчика; внешний вид счетчика, отсутствие на нем механических повреждений; номер газового счетчика, завод-производитель, год выпуска, дата последней поверки, его последние показания; функционирование счетчика.
На период поверки взамен снятого счетчика устанавливают временный из обменного фонда предприятия. Если потребитель отказывается делать поверку прибора учета, ему меняют режим начисления. Согласно Кодексу газораспределительных систем, определение объема потребленного газа проводится по предельным показателям потребления.
Поверяют счетчики сумчан в сервисном центре АО «Сумыгаз» – здесь углубленно проверяют, не было ли постороннего вмешательства в работу прибора и нет ли погрешностей в учете газа. Снятые счетчики сравнивают с эталонным с учетом давления и температуры, определяют их метрологические характеристики, то есть выясняют, годен ли счетчик к использованию. Если да, то совместно с представителем ГП «Сумыстандартметрология» на нем ставится оттиск клейма государственного поверенного, выписывается свидетельство о поверке, и счетчик устанавливается назад потребителю. Если счетчик оказывается не пригодным к использованию, то «Сумыгаз» за свои средства устанавливает новый, но только если в работу счетчика не было несанкционированного вмешательства. Если было, то именно потребитель должен будет оплатить стоимость экспертизы и возместить причиненные убытки (ремонт счетчика или покупку нового). Расчет суммы возмещения происходит индивидуально для каждого отдельного случая в соответствии с требованиями Кодекса газораспределительных сетей. В случае неуплаты убытков дело передается в суд. В таком случае потребителю, кроме суммы компенсации, придется заплатить и судебные издержки.
– Годовой план поверки счетчиков – 40 тысяч. Пока поверили 10 тысяч. Если в прошлом году обнаружили 160 счетчиков, владельцы которых не хотели правильно платить за использованный газ и различными методами вмешивались в работу газовой сети, то в этом году 28, – рассказывает главный метролог АО «Сумыгаз» Александр Губский. – Но такие случаи легко обнаруживают во время фиксации показаний счетчиков, при снятии приборов для проверки в лаборатории, а порой и благодаря неравнодушным гражданам. А сами последствия в работу системы газоснабжения обходятся нарушителям в разы дороже, чем легальное потребление газа…