В преддверии Нового года Анна Черненко приглашает сумчан на встречу с ангелами
Ежегодно накануне новогодних праздников в городской галерее проходит выставка «ангельских» работ Анны Черненко. Крылатым человечкам, созданным воображением художницы, чудесным образом удается настроить нас на уют и красоту. Нынешний год – не исключение. Новая выставка, которая откроется 25 декабря, называется «Игрушки ангелов».
Ну, вот, оказывается, и у ангелов есть игрушки. Зачем им игрушки, спросили мы художницу.
– Мои ангелы похожи на детей. Они такие же чистые, искренние и знают что-то такое, что не ведомо нам. Дети ведь чувствуют, какой человек – добрый или злой.
– Ваши ангелы – воплощение детской настроенности на добро?
– Это отражение «ангела-хранителя». Есть такие – сидят на правом плече и предупреждают об опасности: «Осторожно! Тебе туда не нужно!» Наверное, каждый хотя бы однажды ощущал их присутствие.
– Ваших выставок ждут как истории с продолжением. Вы действительно рисуете истории?
– Каждый в моих работах видит свое. Однажды артист Валентин Бурый предложил мне вместо названий прикреплять под картинами чистые листики бумаги, чтобы каждый мог назвать картину, как он хочет. Когда-нибудь я так и сделаю, поэкспериментирую. Часто посетители выставок предлагают свои варианты названий картин, мне это очень нравится, и я с удовольствием их переименовываю. На столе всегда лежит тетрадка, куда записывают отзывы, приглашаю… Особенно я люблю читать отзывы детей. Интересно их видение. А бывает, что я и сама через какое-то время называю работу по-другому.
– Может, это потому, что вы отталкиваетесь не от сюжета, а от эстетического чувства, от декоративности?
– Скорее, да. Начинаю одно – получается другое. В детстве у меня над кроватью висел коврик с абстрактным рисунком. А я в нем видела профиль Пушкина. Показывала маме, но она не видела. Мне очень хочется, чтобы мои ангелы жили в детских, были оберегами для малышей и взрослых.
– Может, стоит составлять истории по отзывам зрителей?
– В нашей городской галерее работала Юлия Кулиш – сейчас она в Киеве. Она написала историю по одной из моих картинок. Мне понравилось. Потом еще и еще. У нас даже вышла совместная книжка «Путешествие в страну А…». Сейчас у нас с ней материала на целую книжку про ангелов и рыб. А в проекте и другие серии. Мы в поиске издательства, которое бы взялось за наш материал.
– А сами вы не пробовали целенаправленно нарисовать историю в картинках?
– Нет, мне нравится работать в команде. Тогда труд каждого подсказывает, редактирует труд другого.
– Когда началась история ваших «ангелов»?
– Наверное, тогда, когда я в два с половиной года взяла из отцовского стола химический карандаш и засунула его в рот. Увидев мой раскрашенный язык, отец сказал: «Да, искусством сыт не будешь». Это относилось не только к химическому карандашу, но и к труду художника. Но я совету не вняла. Когда меня ставили в угол, я обрисовывала обои. Подросла – украшала рисунками стены в подъезде. Родители очень не хотели отдавать меня в художественную школу, но, уступив моим настойчивым просьбам, отвели. Полагали, что через месяц-другой я ее брошу. Не бросила. И не переставала пробовать краски на вкус. Краски делали на меду, и мне нравилось вылизывать кисточку. Так что, оказалось, что красками можно быть «сытым». (Смеется.) Окончила художественную школу и общеобразовательную. Дальше – куда? Дядя, который жил в Днепропетровске, предложил поступать в Днепропетровский инженерно-строительный институт. Вот так, не планируя заранее, я стала архитектором. Хотелось бы, конечно, чтобы образование было художественным, с декоративно-прикладной специализацией. Но полученное образование никуда не денешь, архитектурная тема присутствует во многих моих работах. Очень люблю рисовать домики.
– В позапрошлом году вы расписали стены инфекционного отделения больницы Св. Зинаиды. Было ли продолжение?
– Это был серьезный опыт. Перейти от миниатюр к изображениям настенных размеров поначалу было непросто. Вторым этапом таких экспериментов стало сотрудничество с нашим известным художником стрит-арта Егором Авдеенко. По моим эскизам ребята расписали стены школы на Добровольной и школы в Ромнах. Есть проект росписи детской больницы на И.Сирко, но пока это только проект.
– Как долго вы готовите выставку?
– Я рисую не специально к выставке. Но чем ближе к открытию, тем больше приходится учитывать требования экспозиции. Некоторые работы могут быть сами по себе, другие, чтобы они смотрелись, нужно поддержать другими работами. А еще выставка – удовольствие дорогое. Оформить работу стоит немалых денег. Кстати, первую выставку меня уговорила сделать Тамара Кубракова…
– Первая выставка – первые критики. Как преодолели их колючки?
– Поначалу я очень боялась критики. Переживала из-за каждого замечания. Хотелось от каждой колкости спрятаться под одеялом. Но с каждым годом убеждаюсь, что мои работы востребованы. В них нуждаются не только дети, но и взрослые. Бывает, стоит перед картинкой детина, по виду громила, и радуется, как ребенок. Это счастье быть нужным. И критика здесь бессильна.
– Вы стареетесь угодить зрителю?
– Нет, конечно. Это и невозможно. Заранее трудно понять, что понравится больше, что меньше. Бывает, сделана работа только для того, чтобы место заполнить, а она людям нравится. А была у меня работа «У мира творение», которая мне самой очень нравилась, а ее не заметили. Только на какой-то последующей выставке, когда я ее снова повесила, ее заметили и оценили.
– Что вас вдохновляет, что подсказывает сюжеты, героев, узоры?
– Трудно сказать. Наверное, какие-то впечатления. Поездки, путешествия. И не обязательно то, о чем рассказывают экскурсоводы. Это может быть алтарь в храме, в который попала случайно, живописная лавочка где-нибудь в Венеции. Как это потом проявляется в картинах, я не знаю. Наверное, ангелы подсказывают.
Беседовал Виталий Сергеев, Ваш Шанс