В Сумах звучали необычные музыкальные инструменты
В Сумах состоялся XXIII фестиваль Бах-фест, который порадовал своих зрителей великолепным исполнением старинных произведений и звучанием некоторых необычных музыкальных инструментов.
Ставший уже традиционным для города Сумы фестиваль завершился 4 ноября концертом Елены Ерёменко (Польша) и Анны Иванющенко (Львов).
Сумской зритель за годы существования фестиваля старинной музыки уже избалован звучанием клавесина. Мы слышали исполнение на клавесине Натальи Фоменко, Ольги Шадриной-Личак, Станислава Греся, Ореста Коваля, Натальи Сикорской. Так что в этом концерте клавесин на сцене филармонии не был диковинкой. Однако исполнение Анны Иванющенко, тоже не первый раз выступающей на Бах-фесте, звучало утонченно и великолепно как отдельно, так и в дуете с никельхарпой Елены Ерёменко.
А вот инструмент под названием никельхарпа действительно удивил и внешним видом, и звучанием. Елена Ерёменко рассказывала, что первый раз услышала звучание этого инструмента в записи, и ей, потомственному музыканту, показалось, что звучит скрипка, но как-то необычно. И не удивительно, ведь как оказалось, никельхарпу иногда называют «шведской клавишной скрипкой».
Звук поразил Елену, а когда позже она узнала, что это за инструмент, то захотела научится играть на нём. Так в её жизни случилась любовь с первого звука. А сейчас Елена член международного общества никельхарпистов и проводит мастер классы по игре на никельхарпе.
Была долгая и интересная история подбора никельхарпы, ведь инструмент, развивавшийся около 600 лет, имеет много разновидностей. Считается, что это традиционный шведский инструмент и первоначально на нём играли простолюдины, наверное поэтому, много народных шведских и польских танцев исполняется на никельхарпе.
Инструмент Елены Ерёменко уникальный и сделан специально для неё. Внешне похож одновременно на средневековый механизм и современный трансформер. Звучит сильным, красивым и в тоже время нежным и объёмным голосом. Елена уверена если бы ангелы играли на каких-либо инструментах, то это обязательно были никельхарпы (Кстати, в подтверждение этой версии, в Швеции есть старинные изображения, где ангелы играют на никельхарпах).
Об исполнении Елены Ерёменко прекрасно сказала наша гостья из Мукачево Оксана Коваленко: «При умной голове и завораживающей харизме исполнительницы никельхарпа покорила всех присутствующих раз и навсегда! Одна струна звучит, две рядом – резонируют… Всё как у людей! У нас тоже так: если один звучит, а рядом никого нет, с кем бы мы попадали в резонанс, мы чувствуем себя менее значимо. Кто-то обязательно должен быть рядом, чтобы сказать тебе: «Да!»
И снова молниеносно пролетел вечер, и снова бис и публика получила всю палитру эмоций и впечатлений.
2 ноября состоялся концерт Божены Корчинской (Польша) и Бернгарда Гофштьоттера (Австрия)
В этот раз со сцены опять звучала старинная музыка на уникальных инструментах. Божена Корчинская выбрала для исполнения сопилки, сделанные сумским мастером. Она уже не первый раз выступает с концертами на Бах-фесте сольно, в составе дуетов и трио. Всегда элегантна, музыкальна и возвышена, как и музыка, которую она исполняет.
А Бернгард Гофштьоттер представил зрителям 2 барокковые гитары, которые являются копиями барокковых гитар А. Страдивари. Прекрасные копии с множеством деталей и с современными синтетическими струнами. Сложность состояла в том, что гитары того времени предназначались для камерного исполнения музыки, а звукоусиливающая аппаратура часто меняет звучание.
Бернгард Гофштьоттер самостоятельно учился играть на этих инструментах. Однако освоил их настолько, что в финале концерта исполнил на бис по просьбе Ореста Коваля импровизацию — впечатление о Сумах и сумачанах. Слышать барокковые нотки в описании современного города и его жителей было необычно, хотя Сумы были основаны в эпоху барокко и австрийский исполнитель своей музыкой невольно еще раз напомнил нам об этом.
30 октября в рамках проекта «Бах — 333» состоялся концерт Дмитрия Онищенко (Украина-Россия).
Суть проекта «Бах — 333» состоит в том, что в течение года виртуозные музыканты вступают в своеобразный музыкальный марафон, исполняя на своих сольных концертах произведения гениального немецкого композитора Йоганна Себастьяна Баха. Именно магическая цифра 333 (столько лет исполнилось бы Баху в 2018 году) натолкнула на создание такого грандиозного проекта, соединяющего прошлое и настоящее через символическую цифровую мистику, которой наполнена музыка Й. С. Баха.
На концерте Дмитрий Онищенко исполнил 12 прелюдий и фуг хорошо темперированного клавира из I тома и 12 прелюдий и фуг хорошо темперированного клавира из II тома.
Его исполнение не оставило равнодушных в зале. Красиво выразила свои эмоции сумчанка Зоя Дмитренко, она написала на своей странице в ФБ: «Це дійсно фантастично! Сказати, що була окремо музика і окремо виконавець (а так часто буває) не можна! Це була суцільна музика! Дмитро Онищенко сам став музикою, втягнувши і нас в цей єдиний вихор глибокої філософіїї високих почуттів, математичних формул, щирої простоти і неперевершеної досконалості Баха. Якось само собою відбувалось очищення душі. І по закінченні концерту з’явилось відчуття вільного чистого дихання, неначе ти декілька днів прожив на високогір’ї. Дякую».
28 октября состоялся концерт Ивана Евтушенко (Чернигов).
Иван Евтушенко впервые с сольным концертом на Бах-фесте. В первом отделении звучал инструмент всех королей — лютня, которая как машина времени в одночасье перенесла нас в другую реальность, где можно расслабиться, отрешится от всей нынешней мирской суеты и в тоже время остаться на лирической волне. Сразу предстали перед глазами дворцы и улицы Мадрида, и происходящие в этом антураже романтические истории, прекрасно описанные Лопе де Вега.
Во втором отделении звучала гитара. Иван Евтушенко окончил магистратуру и аспирантуру Харьковского государственного университета искусств по классу гитары. Такое виртуозное и грациозное гитарное исполнение нечасто услышишь. Полноценное понимание музыки, чувство инструмента, изысканное обращение с ним, чистейшее звучание и в тоже время разносторонняя эмоциональность. Восторг и крики «браво» из зала тому яркое подтверждение.
20 октября состоялся концерт Кирилла Стеценко (Киев).
Это был единственный концерт этого Бах-феста, который проходил в Католическом храме. Потому что на данном этапе Кирилл Стеценко воплощает в жизнь свой проект, когда старинная музыка звучит в старинных зданиях (музеях, костёлах и т. д.) резонируя и откликаясь, пробуждая и вовлекая всё строение в исполнение произведения. Так скрипка в руках виртуоза становится своеобразным музыкальным ключом, открывающим двери к целой эпохе. И Й.С. Бах звучал здесь и сегодня как-то иначе. Во время звучания скрипки невольно возникал вопрос: «Это музыка, написанная несколько столетий назад? Может исполнитель что-то симпровизировал?» Наверное такое ощущение возникает всегда, потому как, со сцены неожиданно последовал ответ от Ореста Коваля, что ни единой ноты не было изменено или добавлено. И это просто поразительно.
Лариса Ильченко, АТС