Что ожидает образовательную сферу Сумщины в этом году?
Тема последней летней коллегии ОГА традиционная – готовность учебных заведений к 1 сентябрю. Как с этим справилась в области, а также о новшествах, приоритетах и проблемах образовательной отрасли рассказала директор департамента образования и науки Виктория Гробова.
Детсадов по-прежнему не хватает
Всего в области 524 детсада. Дошкольным образованием охвачено 83,4% ребят. Этот показатель удалось улучшить на 0,5% за счет открытия новых групп – в 2016 году их стало больше на 18 (335 мест). В Сумах появилось 5 групп на 100 мест, в Тростянце и Лебедине – по одной на 25 и 15 мест соответственно. Также дополнительные группы открылись в Кролевецком, Конотопском, Путивльском, Ахтырском, Липоводолинском и Краснопольском районах. В первом полугодии 2017-го еще добавилось шесть групп на 98 мест. Тем не менее, проблема с нехваткой детсадовских мест по-прежнему остается актуальной. На сегодня на электронной очереди стоят 1066 детей. Большая загруженность дошкольных учреждений в Ахтырке, где на 100 местах воспитывается 162 ребенка, Лебедине – 124, Глухове – 136, Ромнах – 132 и Сумах -121. В планах департамента на этот год – создать девять дополнительных групп на 158 мест.
Школьная оптимизация: минус 6 учебных заведений
1 сентября в первый класс пойдет 9987 детей (в сельской местности – 2354). Их примут 507 общеобразовательных учреждений. Из них: 34 школы – I степени (начальное звено), 107 – I-II ступеней (1-9 классы) и 366 – I-III ступеней (1-11 классы). В рамках оптимизации свою работу приостановили шесть учебных заведений. Не исключено, что из-за сложной демографической ситуации этот процесс будет продолжаться, особенно в сельской местности. «Вызывает беспокойство средняя наполняемость классов (по области – 18 учеников, наименьшая – 10 учеников в Роменском, Лебединском, Конотопском, Глуховском, Великописаревском районах), – сообщила Виктория Гробова. – Также – стоимость содержания одного ученика в год, которая в некоторых школах превышает средние нормативные показатели по области (12 836 грн.) в 2-3 раза».
К новому учебному году на Сумщине создали 20 опорных школ, девять – в объединенных территориальных громадах. Однако это не означает, что такие учебные заведения появились в каждом районе. Как уточнил замгубернатора Николай Подопригора, была поставлена задача: к 1 сентябрю открыть опорные школы в каждом районе, но семь районов с ней не справились. «Прежде всего, главы РГА должны думать не о цене образования, а о качестве, – уточнил он. – Слышать от них, что в школе учится 26 детей, а они ее содержат за счет государственной субвенции, потому что есть деньги – недопустимо. Я хочу их спросить: «Вы отдадите своего ребенка в школу, где в классе учится два ученика, где один учитель ведет уроки сразу в трех классах?» Думаю, нет. Почему же вместо того, чтобы говорить о качестве образования, мы говорим о содержании стен?»
Для опорных школ области предусмотрено приобретение компьютерного, мультимедийного и цифрового оборудования на сумму 7902 тыс. грн. – на условиях 50% софинансирования из областного и местных бюджетов. По состоянию на 15 августа из облбюджета выделено 1 968,6 тыс. грн.
Чтобы ученики из отдаленных населенных пунктов могли добираться на учебу, в этом году через электронную систему закупок ProZorro приобретено 29 школьных автобусов. Из них 5 – за счет средств госбюджета для Великописаревского, Сумского, Середина-Будского, Тростянецкого районов и Березовской ОТГ и 24 – на условиях софинансирования
(70% – госбюджет, 30% – местные бюджеты) для Великописаривского, Конотопского, Краснопольского, Кролевецкого, Липоводолинского, Ахтырского, Путивльского, Сумского, Лебединского, Ахтырского, Недригайловского и Буринского районов. Но этого, по словам Виктории Гробовой, недостаточно – еще нужно закупить 22 единицы транспорта.
Образовательные эксперименты
В этом учебном году начинается пилотное внедрение нового госстандарта начального образования. Из 100 школ Украины в эксперименте участвуют четыре школы из Сумской области – Краснопольская, Недригайловская, Шосткинская № 13 и Сумская №27. Первоклашки будут учиться по новым, интегрированным программам (количество предметов уменьшено с 11 до шести) – с помощью игровых методов, как в классе, так и за его пределами. Увеличится время для двигательной активности, исследовательской и проектной деятельности. Ведь главный принцип нового начального образования – радость познания через учебу. Все должно быть подчинено тому, чтобы ребенку было удобно, комфортно и интересно! Соответственно – измениться образовательная среда (новая мебель, зоны отдыха, уединения, доступ к Интернету и пр.). «Школы, участвующие в пилотном проекте, готовы внедрять новые госстандарты начального образования, по которому уже в следующем учебном году будут учиться все первоклассники. Учителя подготовлены, материально-техническая база обновлена», – уточнила директор департамента образования.
А Великочернеччинская школа Сумского района (одна из 24 по Украине) участвует в пилотном проекте развития опорных школ, который финансируется за счет иностранных доноров. По условиям проекта учебное заведение получило оборудование на сумму 534,5 тыс. грн.: современный компьютерный класс из 10 ученических компьютеров + 1 компьютер учителя и интерактивный комплекс (доска, проектор и ноутбук), лабораторное демонстрационное оборудование для естественных дисциплин по физике, химии и биологии, базовую мебель для кабинета биологии, а также инвентарь для спортзала. В школе выполнены ремонтные работы на сумму 750 тыс. грн. (заменены 115 окон и двое входных дверей на пластиковые, отремонтирована кровля на центральном входе, реконструирован внутренний туалет, установлен пандус).
Источник: shans.com.ua