Как Рональд Рейган стимулировал развитие Сумского машиностроительного объединения
28 ноября Сумское машиностроительное объединение отмечает 125-ю годовщину со дня своего основания. За эти годы в истории предприятия было много и взлетов, и падений. Были события, которые особенно повлияли на его развитие. Об одном из таких эпизодов, главным действующим героем которого, сам того не подозревая, стал президент США Рональд Рейган, – наш рассказ.
С приходом к власти в США администрации Рональда Рейгана политика экономического «удушения» СССР получила новый импульс. В 1981 году США попытались препятствовать развитию нефтегазовой отрасли страны. Тогда был введен запрет на поставки в СССР оборудования для строительства нефте- и газопроводов, позволивших экспортировать нефть и газ за рубеж, связав Сибирь с Западной Европой. Западные страны поддержали эмбарго. Строительство шести крупнейших газопроводов для транспортировки природного газа с Крайнего Севера в европейскую часть и далее в Западную Европу было под вопросом.
Из-за эмбарго разработка и изготовление оборудования для газопроводов возлагалась на отечественные предприятия. Главным по производству газоперекачивающих агрегатов (ГПА) было определено Сумское машиностроительное объединение. Предприятию были выделены средства для строительства, расширения и реконструкции производственных объектов. Были введены в действие новые цеха, закуплено уникальное импортное оборудование.
Запрет на поставки касался и арматуры. В частности, для газопровода Уренгой – Помары – Ужгород нужно было изготовить большое количество шаровых кранов.
– На то время их в ограниченном количестве изготавливал один арматурный завод в России. Но их краны по многим параметрам уступали западным образцам. Это мы узнали, сравнив их документацию на продукцию с аналогичными видами арматуры, изготовленной за рубежом, – рассказывает Александр Алексенко – ведущий инженер-конструктор Сумского машиностроительного объединения. – Предприятию поручили освоить производство арматуры для полного обеспечения строительства газопровода. Генеральный директор Владимир Матвеевич Лукьяненко поставил задачу создать и освоить производство шаровых кранов DN 500, PN 80, не уступающих по своим характеристикам западным образцам. В кратчайшие сроки была разработана документация на изготовление арматуры с применением листового материала для штамповки корпуса и сферической двухопорной пробки. Для обеспечения герметичности крана использовали полиуретановые кольца, к слову, впервые в стране. Это позволило повысить характеристики крана, его надежность в эксплуатации и снизить массу изделия более чем в 2,5 раза.
Предприятие освоило изготовление кранов от DN 6 до DN 1400 на давление до 250 кгс/куб. см для газовой промышленности. Интенсивная работа по технологическому обеспечению производства позволила в цехе № 12 выпускать в месяц более 30 кранов.
За эти годы предприятие поставило не одну тысячу шаровых кранов различных типоразмеров на объекты газотранспортной системы как Украины, так и за рубежом.
Время идет, меняются требования к арматуре, ее надежности в эксплуатации, работоспособности и герметичности. Перед коллективом объединения поставлена новая задача – по созданию и освоению производства шаровых кранов с тройной степенью герметичности. Она успешно выполнена, что позволило заключить контракт на поставку кранов на объекты АО «Укртрансгаз». Работа продолжается…
P.S. А дополнительные ассигнования, полученные в 1981 году предприятием для преодоления последствий эмбарго, фрунзенцы пустили на развитие социальной сферы: были построены жилые дома, больница, профтехучилище, школа, детские сады. А само предприятие после технического перевооружения превратилось в один из крупнейших машиностроительных комплексов Европы. И все благодаря эмбарго Рейгана…