Как уберечь детей от “групп смерти”?
12 февраля в Сумах произошла попытка суицида, которая вызвала большой резонанс. Ведь ее совершила 15-летняя Лера – сумская героиня проекта «Кохана, ми вбиваємо дітей». Напомним, этот проект на канале СТБ – о проблемах в семьях.
В частности, Лера ударила ножом отца, с которым у нее произошел конфликт, – это и стало причиной обращения в передачу.
Как было показано в проекте, проблемы в семье начались с того, что мать Леры и ее сестры бросила отца и ушла вместе с девочками к другому мужчине. Появился третий, маленький ребенок, мать уделяла максимум внимания новой семье, Лера реагировала на это болезненно, отношения с отчимом у нее не складывались. В итоге она вернулась жить к отцу, но и тут было много проблем. В ходе программы психологи пришли к выводу, что в данном случае импульсивное непредсказуемое поведение диктуется уже не временным психологическим состоянием, а заболеванием, которое требует медикаментозного лечения. И, конечно, необходимо изменение поведения родителей девочки.
Проект закончился, с семьей продолжали работать социальные и психологические службы, врачи. Казалось, все шло на поправку. Но вечером в воскресенье Лера вернулась домой выпивши, а когда отец сделал ей замечание, выпрыгнула с балкона четвертого этажа. К счастью, внизу был сугроб, травмы, полученные Лерой, были легкими, и через несколько дней ее уже выписали из больницы. Но что заставило ее сделать такой шаг?
Как детей доводят до суицида?
С недавнего времени в Украине активно обсуждаются «группы смерти» в соцсетях, в которых подростков сознательно доводят до суицида. Суть групп – в том, что их участники получают специальные послания, для которых нужно, например, встать в определенное время (4.20 утра) и выполнить определенные задания – порезать лезвием руки и отправить фотографию админу группы, поставить себе синяк, сделать фото на крыше… Как правило, задания выполняются до шести утра – и потом, когда родители приходят будить ребенка в школу, его невозможно поднять. Так, с заданиями, картинками на тему суицидов, пафосными фразами о смерти и очередным заданием на рассвете проходит день за днем. Задания становятся сложнее, остальным участникам группы предлагается брать пример с самых успешных. Последнее задание – смерть в прямом эфире. Поскольку многие все-таки не готовы к такому шагу, несмотря на усиленную психологическую обработку, в некоторых группах детей откровенно шантажируют. Мол, теперь мы знаем твой ай-пи-адрес, вычислим по нему реальный, расскажем твоим родителям все твои секреты (в некоторых вариантах – убьем родителей)… Для многих подростков это серьезная угроза. За последний год в России было зарегистрировано огромное количество детских суицидов, несмотря на то что журналистское расследование о «группах смерти» было опубликовано еще весной и правоохранители начали работу над поиском лидеров «групп смерти», которые осознанно ведут детей к суицидам. Появились первые жертвы и в Украине. Недавно были опубликованы результаты расследования киберполиции – в нем те же названия групп и те же схемы внушения.
Конечно, это не значит, что все группы такого рода управляются опытными психологами или шантажистами. Многие из них заводят такие же подростки – для интереса. Выкладывают депрессивные картинки и музыку, контент, касающийся бессмысленности жизни… Проблема в том, что определить, в какой именно группе состоит подросток – настоящей или созданной для подражания, невозможно. А значит, невозможно и узнать, получает ли он какие-то задания – их ведь не вывешивают на всеобщее обозрение, а присылают личным письмом…
Участвуют ли сумские подростки в «группах смерти»? Как сообщил нам начальник сектора ювенальной превенции ГУНП Украины Сергей Тарасенко, в прошлом году было зарегистрировано пять попыток суицида со стороны несовершеннолетних – одна из них закончилась летальным исходом. В этом году – уже два случая. Лера отделалась легко, вторая жертва – 10-летняя девочка из Бурынского района, поссорившаяся с родителями и попытавшаяся повеситься, сейчас находится в коме, у нее отек головного мозга. По каждому суициду, и завершенному, и незавершенному, проводится проверка. «Группы смерти» не были причиной этих суицидов. Ведется и профилактическая работа. Специалисты отслеживают подобные группы и их участников.
Мы зашли на страницу Леры и обнаружили там несколько групп с откровенно суицидальным контентом. С некоторых из них девочка делала репосты на свою страницу. Это не те группы, о которых предупреждают киберполицейские, но уже само их наличие в постоянных подписках говорит о не самом веселом взгляде на мир и об откровенно суицидальных настроях. Все эти окровавленные руки, ножи, текущая вода, темно-розовая вода в ванной, человеческое лицо под водой, грустные котики с мешочком таблеток, фотографии надписей «умри» на батареях, трубах, стенах и т.п. – не могут присутствовать в жизни подростка совсем без причин.
Все подростки под контролем?
В школе, где учится Лера, уверены – депрессивные картинки и группы – это остатки трудного периода в жизни девочки, который уже позади.
– В нашей школе есть психологическая и социальная службы, которые устанавливают связь, контакт с детьми, исследуют их настроения на разных этапах школьной жизни, проводят коррекции, – говорит директор школы №9 Григорий Петрюченко. – Они работают со всеми детьми – и с теми, кто растет в проблемных семьях, и с теми, у кого сложности с адаптацией к изменениям в программе, и с одаренными детьми, участниками олимпиад, спортсменами… Фактически каждому ребенку в тот или иной момент может понадобиться помощь психолога – и у нас проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы ребенок эту помощь получил вовремя – анкетирования, изучение микроклимата в коллективе, также мы просим учителей сообщать об изменениях в поведении детей.
Лера учится у нас с первого класса. Она была отличной ученицей, хорошо училась, принимала участие в олимпиадах и конкурсах, писала стихи. Потом, когда она была в 9-м классе, в ее семье возникли проблемы. Основная причина того, что произошло с девочкой, я думаю, в этом. Она выражала свой протест против того, что происходит в семье, прогулами занятий, демонстративным, вызывающим поведением, успеваемость, конечно, тоже изменилась. Затем было участие в проекте, лечение. Лера находилась на индивидуальном обучении, с ней много работали психологи. Потом она вернулась в школу. Поначалу еще были какие-то проблемы с пропусками занятий, а с октября ребенка будто кто-то подменил. Лера была на уроках постоянно, старалась работать – да, конечно, за два года фактически без обучения она много пропустила, ей очень сложно теперь воспринимать материал, наверстывать, но она старалась, искренне радовалась хорошим отметкам. И нам было очень приятно ее видеть в школьной форме, красиво причесанную, улыбающуюся. И тут вдруг такое… Для этого не было никаких предпосылок. У нее не было никаких конфликтов, замечаний, другие ученики в классе и учителя ее поддерживали, старались помочь, она это понимала и отвечала тем же. Ее отец говорил, что дома она тоже ведет себя по-другому, начала убирать, готовить…
– Она не проявляла никаких суицидальных наклонностей?
– Нет.
– Но родители других учеников говорят, что она как-то даже вены резала на уроке…
– Это неправда, в школе такого не было. И в любом случае все эксцессы были до съемок проекта и лечения. В последнее время все было совсем по-другому. Даже вопрос не возникал о суицидальных настроениях. Почему она это сделала сейчас – должны выяснять специалисты.
– А как в школе ведется работа с проблемными детьми?
– Если ученик нуждается в коррекции поведения, собираются психологи, педагоги, классный руководитель и разрабатывают план действий по данному ученику, рекомендации, которые носят системный характер, – рассказывает замдиректора по воспитательной работе Ирина Булгакова. – По каждому ученику они разные и выполняются в течение какого-то времени, потом проводится диагностика – изменяется поведение или нет. Рекомендации корректируются. Это длительный системный процесс, для которого очень важно участие и помощь родителей. Важно, чтобы они и сами не стеснялись отвести ребенка к психологу в случае возникновения каких-либо проблем, чтобы понимали, что это не психиатр, а педагог, который будет искать способ помочь ребенку и родителям.
***
Получается, Лера суицидальных настроений в школе не демонстрировала – или их никто не замечал. Странички учеников в соцсетях никто системно не отслеживает, ведь зачастую они заводят их не под своими именами. Как мы узнали, Лера и ее родители не обращались и в суицидологический центр при пятой больнице, хотя в какой-то момент психологи это рекомендовали. Возможно, речь действительно идет о неожиданном порыве, обусловленном старыми проблемами?
Как защитить своих детей?
С этим вопросом мы обратились к завотделом практической психологии и социальной работы Информационно-методического центра управления образования Сумского горсовета Марине Свириденко:
– То, что мы сейчас видим, происходит по одной простой причине: в том месте, где в семьях должно быть общение, присутствует пустота. Родители просто не разговаривают со своими детьми. Если мы спрашиваем: «Ты поел?», «Ты надел?», это нельзя назвать разговором. Разговор – это когда родители интересуются у подростка, что ему нравится, что ему не нравится, от чего он счастлив, от чего он несчастлив, как прошел его день, с кем он встречался и т.д. Случаи суицида в подростковой среде – это дефицит внимания к ребенку. И именно в этом главная причина подростковых смертей. Подросток чувствует себя одиноким, покинутым, никому не нужным. Как только ребенок ощущает, что он кому-то интересен, что он кому-то нужен, а если его еще дополнительно похвалить и поддержать, он расцветает. А прохождение предлагаемых квестов – это попытка заполнения своей внутренней пустоты чужими, навязанными идеями. Когда у ребенка нет настоящих, подлинных интересов в жизни, когда внутри пусто, тогда и происходят подобные трагедии.
Если говорить о том, почему на эти «группы смерти» так обостренно реагируют именно подростки, то нужно учесть, что у подростков есть очень сильная мотивация продемонстрировать себя. Происходит становление личности – она пока что психологически незрелая, эмоционально неустойчивая, но активно ищет себя. То есть происходит еще и процесс самоидентификации, а это не так просто.
Личность формируется, активно ищет всевозможные способы заявить о себе. Сдерживающие центры у подростков работают еще не очень надежно. Подросток – легкая жертва, и при умелом подходе его очень просто манипулятивным способом подтолкнуть к тому или иному поступку, который может показаться безумным. Ведь каждого человека привлекает ситуация, в которой можно пощекотать нервы, а подростка – особенно. Подростку нужен эмоциональный стресс, дающий возможность в полной мере ощутить жизнь.
Тут родителям нужно подстраховаться, поговорить об этом с детьми, объяснить. Я не говорю о том, что нужно читать всю почту и переписку, как это делают многие родители. Это сложный момент, ведь если подросток за этим занятием застанет родителей, то могут развиться отторжение и недоверие. Говорить с подростком нужно как со взрослым. Это самое главное. Ни в коем случае нельзя на детей давить, так как это может спровоцировать совершенно противоположную реакцию.
Понять, склонен ли ребенок к суициду, не всегда возможно. Но должно насторожить следующее: вскользь бросаемые фразы о смерти, изменившееся настроение в течение длительного времени, пропуски школы, постоянное нахождение в собственной комнате, уменьшение реальных контактов. Некоторые могут начать раздавать свои вещи, которыми раньше дорожили.
На что стоит обратить внимание?
1. Ребенок не высыпается, даже если рано ложится спать – проследите, спит ли он в ранние утренние часы. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4.00 и 5.00. Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка, и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.
2. Рисует китов, бабочек, единорогов.
У всех подростков поведение – демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек (они живут только один день) и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп. Недобрый знак, если в рисунках есть цифры – 57, 58, названия групп во «Вконтакте», подталкивающих к суициду, или 50 – название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность.
3. Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», f57, f58, «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…»
4. Закрыл в контакте доступ к подробной информации, переписке с друзьями, на личной стене есть фразы «Разбуди меня в 4.20», «Я в игре». И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры от 50 и меньше.
Что делать родителям?
Родители подростков должны ответить на вопросы: насколько доверительны наши отношения, что я знаю о своем ребенке, как выражаю ему свою поддержку и насколько позволяю проявлять самостоятельность и поощряю эти попытки. В первую очередь родителю необходимо изменить свое поведение в сторону осознания и налаживания контакта. Если есть трудности с любым из этих вопросов, обращаться за помощью. Это давно признанная и успешная практика во всем мире. Знать все невозможно, но возможно получить помощь экспертов и научиться. В Сумах работает телефон доверия для детей и взрослых, и по вопросам детско-родительских отношений в том числе – 65-88-89.
Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, в каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.
Не задавайте вопросов – после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.
Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» – «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» – так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.
Богдана Александрова
P.S. Также можно обратиться в суицидальный центр по телефону доверия 33-40-50. Это могут сделать не только сами подростки, но и родители, у которых с ребенком возникли проблемы, требующие помощи психолога. Центр работает анонимно, бесплатно и круглосуточно.