Спектакль с министром оценили на твердую тройку
Ярослава Березовская, Фейсбук
“Последний спектакль Чеховфеста– “Момент кохання” по произведениям Винниченка – собрал, кажется, весь сумской бомонд – как любителей театра, так и руководителей разных структур и учреждений во главе с мэром. Оно и неудивительно – моноспектакль давал не кто иной, как действующий министр культуры Украины Евгений Нищук, решивший тряхнуть домайданной стариной и выступить в качестве актера.
Спектакль не новый, 2012 года – видимо, с тех пор Евгению было не до новых ролей. Странно, конечно, что у национального академического драматического театра им.Ивана Франка не нашлось ничего поновей – но, видимо, смысл был в том, что под эгидой театра Сумам оказали высокую честь. Это чувствовалось в каждом слове, доносившемся со сцены.
Сам спектакль большим откровением не стал. Его смысл уместился бы в два предложения – заключенный в тюремной камере контрабандист в ночь перед казнью вспоминает, как однажды убегал через границу вместе с городской панночкой-социалисткой и за несколько часов очень сильно ее полюбил. Взаимное чувство усиливалось страхом смерти, перед которой чужды все условности, после успешного бегства под выстрелами пара отпраздновала удачу апогеем любви – после чего панночка сказала, что им нужно разойтись и больше никогда не видеться, поскольку такими счастливыми они уже никогда не будут. Собственно, все. Винниченко (председатель Директории УНР, верховного органа украинской власти между Скоропадским и Петлюрой, если кто забыл), любил дарить людям эдакие утопии и сожаления по поводу того, что люди вовсе не так невинны и безыскусны как всякие козявки, придумали себе мораль и условности и поэтому мучаются, что в спектакле отражено в полной мере. Это что касается сюжета.
Что касается актерской игры нужно сказать, что фигура министра прекрасна, растяжка и физическая подготовка в целом – великолепны, а пластика – специфична и экспрессивна. Это все, что бросается в глаза. Первые 20 минут – пока арестант размышляет о жизни, сопровождая это заламыванием рук и метаниями по камере, это выглядит скучно, и напоминает дерганья марионетки. Дальше, когда начинается какая-то связная история, музыкальные эффекты, проектор показывает картинки «воспоминаний», внимание несколько рассеивается, и слова и движения уже не кажутся такими наигранными и неестественными. Опять же, Нищук отлично танцует, хорошо использует заранее заготовленные предметы, и где-то с середины спектакля его уже становится смотреть довольно интересно, и желание незаметненько уйти пропадает. А под конец появляются даже трогательные моменты, выжимающие слезинку.
В общем, спектакль – на твердую троечку. Потерянного времени не жалко, впечатление в целом среднее, но второй раз смотреть не пошла бы (в отличие от некоторых спектаклей сумских актеров). Но итоговое нормальное впечатление начисто смазала вахканалия всеобщего облизывания высокого гостя со всех сторон. Местные руководители не будем говорить чего изощрялись в комплиментах и цветах, взахлеб рассказывали, как талантлив и прекрасен наш министр, какой мастер-класс он дал сегодня жалким сумским актеришкам (ну да, последние три слова были сформулированы по-другому, но прозвучало именно так), и как все Сумы счастливы и ликуют.
Конечно, министр на сцене, лицедействующий для развлечения жителей провинциального городка – действительно не самое обычное в Сумах явление, но с комплиментами был явный перебор и это чувствовалось.
По итогу всем театрам-участникам фестиваля вручили грамоты с тщательно придуманными номинациями – чтобы никто не обиделся. Министр получил грамоту за лучший монолог – ну и правда, один же был моноспектакль, чего бы ему не стать лучшим в своей категории?
Послевкусия – никакого. Прошел вечер, и ладно. Все лучше, чем работать)”.