Учителя будут проходить свое ВНО
Скоро учителя младших классов смогут поучаствовать в сертификации, прохождение которой обеспечит им повышение квалификации и 20% надбавки к зарплате. Как будет проходить такая проверка и что о ней думают родители и педагоги, выяснила “Сегодня”.
Для тысячи
В Минобразования сообщили, что пока такой экзамен будет добровольным, а сдать его смогут только тысяча учителей начальной школы из около полумиллиона сейчас работающих. В каждой области такую возможность дадут определенному количеству педагогов. Больше всего мест получит Львовская область (71), меньше всего — Луганская область (15). В дальнейшем количество возможных участников и категории сдающих планируют расширить.
Участвовать в проверке смогут учителя со стажем работы от двух лет, зарегистрировавшись на сайте УЦОКО до 1 февраля.
Почти ВНО
Испытание пройдет в три этапа. Сначала минимум два эксперта из Госслужбы качества образования оценят педагога на практике. Они посетят уроки в феврале-мае или сентябре-октябре, предупредив учителя о визите за три дня. Репетицию занятия проводить запрещено. Если об этом узнают, сертификацию не засчитают. На основе личного наблюдения, беседы с директором и самим учителем специалисты решат, насколько эффективно педагог планирует учебный процесс и как общается с детьми. Также наблюдатели проверят, сотрудничает ли педагог с родителями, общается ли он с ними, в том числе и через соцсети.
После этого участник аттестации пройдет внешнее независимое тестирование — УЦОКО назначит его в период между второй половиной октября и началом ноября. На тестах учитель должен будет показать, что он в курсе основных требований по планированию и организации учебы, обеспечению развития и воспитания детей и так далее.
Также до начала июля педагогу нужно сдать электронное портфолио с заполненной анкетой самооценки и описанием одного урока — в нем можно указать его план, тему и цель, используемые методички, иллюстрации или же видеофрагмент самого занятия.
Неудача не страшна
Результаты экзамена определит специальная комиссия при Минобразования. Если участник успешно прошел испытания, ему начислят 20-процентную ежемесячную надбавку от ставки и дадут право засчитать проверку как аттестацию по повышению на одну категорию. Если же педагог не справится с заданиями, ему за это ничего не будет.
“Даже если учитель не пройдет сертификацию, это никак не повлияет на его работу и статус”, — подчеркнула министр Лилия Гриневич.
По ее словам, МОН не будет требовать отчеты по результатам экзамена и уже попросило директоров не контролировать своих сотрудников в этом вопросе.
“Сомневаемся, что надбавку дадут”
Планы по сертификации вызвали противоречивую реакцию у педагогов.
“Я бы прошла сертификацию: уверена в своих силах и буду рада дополнительным деньгам”, — говорит учитель младших классов Лидия Волошина из Краматорска.
В то же время учитель английского языка Виктория Серенко из Киева другого мнения.
“Я и большинство моих коллег не в восторге от сертификации. В начале учебного года с учителей сняли надбавки и вернули только после пикета педагогов под Кабмином. Потому мало кто верит, что после сертификации получим надбавку”, — выразила сомнение педагог.
Она добавила, что, несмотря на уверения МОН об отсутствии последствий в случае неудачи, многие из учителей опасаются увольнений. По ее словам, на сбор справок и составление портфолио сложно найти время с учетом загруженности педагогов.
Вызвали вопросы и отдельные процедурные моменты.
“Я не считаю съемку видео для портфолио удачной идеей, потому что понимаю риски “показухи”, — говорит директор одной из киевских школ Сергей Горбачев.
А экс-глава УЦОКО Игорь Ликарчук утверждает, что сертификация нарушает право на частную жизнь:
“От экспертов требуют вмешательства в частную жизнь педагога, обязывая залезать в их соцсети. Проверяющий должен проанализировать содержание сообщений учителя в соцсетях на предмет их использования для “сотрудничества с родителями”. Здесь много вопросов, касающихся целесообразности и желания учителя использовать для коммуникаций с родителями свой аккаунт в соцсетях и тайны частной жизни”.
По мнению Ликарчука, основным критерием для оценки работы учителя должен быть результат его профессиональной деятельности, а не то, каким образом он ее осуществляет.
А вот родители не против инициативы МОН.
“Сертификацию нужно сделать обязательной — тем, кто действительно обладает должной компетентностью, ее боятся нечего. Но я вижу, как учителя младших классов на уроках занимаются своими делами, в то время как дети “самостоятельно изучают мир”, — таких бы отсеять с помощью проверки”, — считает мама первоклассника Анна Лисняк.
Однако есть те, которым не по душе отдельные критерии сертификации.
“Я против, чтобы видео, где есть мой ребенок, было отправлено для просмотра экспертам. Для этого нужно получить согласие всех родителей — и не обязательно все согласятся”, — подчеркивает харьковчанка Алена Акимова, но добавляет, что в целом проверка нужна.
Сегодня
Поділитися в соціальних мережах