“Укрпошта” скрывает катастрофический уровень падения подписных тиражей газет, – НСЖУ
Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ) выступил с заявлением, в котором обвинил руководство “Укрпошты” в том, что там скрывают информацию о реальных тиражах массовых газет.
“Почти 40% подписных тиражей всеукраинских газет формируют тиражи шести ежемесячных изданий, которые имеют чрезвычайно низкую цену – от 17 до 66 копеек в месяц. Безусловным лидером по тиражам является основанная в ноябре прошлого года газета “Подписка”. При стоимости в 17 копеек в месяц, тираж неизвестной до сих пор газеты на второе полугодие 2019 составляет более 525 000 экземпляров, что на 70% больше, чем полгода назад. Зато общеполитические (новостные) издания существенно сокращают тиражи из-за неспособности подписчиков оплатить высокую реальную стоимость газет и из-за некачественной почтовой доставки”, – рассказали в НСЖУ, комментируя итоги подписки АО “Укрпошта” на второе полугодие 2019 года.
В распоряжении НСЖУ есть сводные показатели 50-и изданий Украины с общегосударственной сферой распространения, которые имеют самый большой подписной тираж по состоянию на июль 2019 года.
Такими изданиями, кроме газеты “Подписка”, стали газета “Капля. Сказки-раскраски” – тираж более 471 000 экземпляров при ежемесячной стоимости 27 копеек, издание “1С: ФРАHЧАЙЗЫ АHГСТРЕМ” – тираж около 300 000 (стоимость подписки на месяц – 20 копеек), партийное издание “Самопомощь” с тиражом 180 000 (имеет “самую дорогую “среди лидеров подписки” стоимость – 66 копеек в месяц), харьковская газета “Календарь” – тираж 140 000 (25 копеек) и издание “Капля Досуга” – тираж более 120 000 (28 копеек). Соответственно, общий ежемесячный одноразовый тираж изданий, которые являются лидерами по всеукраинской почтовой подписки, составляет более 1 730 000 экземпляров.
Ранее в “Укрпоште” обнародовали итоги подписной кампании на второе полугодие 2019 года, согласно которым подписной тираж газет и журналов общегосударственной сферы распространения составляет 4 570 000 экземпляров или 101% к уровню тиражей на 1 января 2019 года.
“Каждые полгода руководство “Укрпошты” пытается заверить, что сокращение подписных тиражей в Украине незначительно и в целом соответствует общемировой тенденции сокращения печатной прессы, – подчеркивает председатель НСЖУ Сергей Томиленко. – Но в каких еще странах почтовую статистику делают “одноцентовые” газеты??? Вместо диалога относительно вариантов помощи реальным газетам, по удержанию почтовой сети и пересмотра подходов к тарифной политике, руководство “Укрпошты” успокаивает отрасль и власть отчетами о “101% восстановлении тиражей”. Но нам нужно восстановление не этих “газет” на один лист, а полноценных классических новостных всеукраинских и местных изданий”, – отметили в НСЖУ.
В НСЖУ также настаивают на реализации государственной политики поддержки печатных СМИ в Украине как важной составляющей защиты информационного пространства. При этом обращают внимание, что во многих странах Европы есть целенаправленные программы государственной поддержки общественно-политических изданий.
“Но начинать стоит однозначно с аудита деятельности АО “Укрпошта”, – отмечает Сергей Томиленко. – Именно агрессивное сокращение почтовых отделений, непартнерское отношение к издателям, сознательный срыв расчетов с редакциями, непрозрачные тарифы – приводят к резкому сокращению тиражей газет. Гораздо большему, чем мы наблюдаем в других странах и связанного прежде всего с развитием цифровых медиа. Для сравнения: в среднем полугодовая стоимость изданий, входящих в шестерку лидеров по подписке, составляет 1 грн. 83 коп. Вместе с платой за прием и доставку, которая за полгода составляет 8 грн. 15 коп, подписчику издание будет стоить меньше 10 гривен. Известные общественно-политические национальные газеты имеют следующую полную подписную стоимость на полгода: “Высокий замок” – 187, 55грн, “Экспресс” – 188, 15грн, “Сельские вести” – 205, 23грн, “Газета по-украински” – 200 грн, “Факты” – 339, 95, “Сегодня” – 168, 83 грн”.