В Сумском областном музее провели исследование двух картин художника
В Сумском областном музее им. Никанора Онацкого провели литературно-художественное исследование двух картин художника Джеймса Бертрана (1823-1887). На одной из них изображена Офелия из трагедии Шекспира «Гамлет», на другой – Маргарита из трагедии Гете «Фауст». Два трагических женских образа. Обе героини не являются главными в произведениях. И все же художник выбрал именно их – почему? Может быть, причины кроются в биографии самого художника?
Этими и другими вопросами задается автор информационного часа «По следам старинного шедевра» Мария Ярмак. А что думают зрители? Мероприятие проходит в виде свободного общения, но зрители предпочитают больше слушать и смотреть – уж очень мало они знают и о картине, и о художнике. Хотя многие бывали в музее не раз. Но обычно картин Бертрана касаются мимоходом. Формат экскурсии, который Мария «подсмотрела» у Елены Гагиной, ей нравится. Она выбирает его уже во второй раз. «Обычно на экскурсиях рассказывают о музее в целом, о том, какие у нас есть произведения, какая тематика, какие страны, и просто физически невозможно уделить внимание каждому автору, – говорит она. – Невозможно рассказать о картинах, как хочется. Хотя у каждого из сотрудников есть свои предпочтения. Мы стараемся узнать о предмете интереса как можно больше нового и потом делимся с коллегами. А такие мероприятия позволяют поделиться своими знаниями и с посетителями музея. Не нужно все время смотреть на время, не нужно пытаться объять все, а можно сесть возле одной картины, посмотреть, поговорить об авторе».
А еще можно дополнить картины литературой. В посиделках у картины приняла участие Светлана Загоняйко, руководитель народного художественного коллектива театра юных «Скворечник» (ДДЮ) с воспитанницами Анной и Полиной Князевыми. Они проиллюстрировали картины отрывками из «Фауста» и «Гамлета». Чудеса «обратного перевода»: живописные иллюстрации к литературным произведениям сами стали источником вдохновения для литературно-театральной иллюстрации. И это, в свою очередь, стало хорошей иллюстрацией к возможностям неформального проведения экскурсий.
На наш взгляд, Джеймс Бертран находился под сильным влиянием прерафаэлитов, для произведений которых характерен эстетизм. Изображение женщины в трагической ситуации усиливает красоту ощущением ее недолговечности. Хотя, с другой стороны, и увлечение Бертрана эстетикой прерафаэлитов, возможно, имеет какие-то личные причины. Исследования продолжаются. Теперь к нему подключились и посетители музея. Кто-то из них, возможно, перечитает бессмертные произведения. А для напоминания о приобщенности к исследованию Мария Ярмак вручила каждому по открытке с изображением картины Бертрана «Маргарита».