Депутаты требуют от «Электроавтотранса» экономически обоснованных тарифов
На минувшей неделе планово-бюджетная комиссия Сумского горсовета заседала сразу дважды, и первое собрание народных избранников проходило довольно громко и в спорах.
Больше всего внимания уделили транспортному вопросу. Ведь речь шла «О выполнении протокольного поручения от 26.08.21 по поводу расчета обоснованного тарифа на перевозку пассажиров коммунальным транспортом города».
Проблему сразу обозначил председатель комиссии Вадим Акперов: «Сегодня есть серьезный резонанс по проезду. С одной стороны, частные перевозчики заявляют, что метан подорожал и транспорт остановится. Но люди этого не понимают, потому что на пропановых заправках цена – та же. На чем тогда ездят маршрутки и из чего формируется тариф? К тому же коммунальный транспорт продолжает ездить по более дешевому тарифу. И сумчане не знают, сколько каждый год КП получает компенсации от горбюджета за эту разницу. В конце концов, мы согласились с тем, что надо компенсировать разницу в тарифах. Однако для этого нам нужно знать, сколько сегодня на самом деле стоит один перевезенный пассажир в троллейбусе и автобусе. После этого мы уже будем принимать решение, сколько это будет стоить для сумчан и сколько надо будет компенсировать из бюджета. Однако также мы просили учесть в тарифе и стоимость нового транспорта, и амортизацию. Потому что, если частный перевозчик будет считать свой тариф, он туда точно заложит приобретение новой маршрутки, и не только. А городское КП рассказывает, что методикой такое не предусмотрено и просчитать невозможно. Тем не менее, нам нужен для начала от «Электроавтотранса» не юридически правильно оформленный тариф, а реальные цифры».
Начальник горотдела транспорта и связи Сергей Яковенко объяснил, что тарифы были проработаны. Однако КП действительно не может их рассчитать по-другому – только по методике. Для троллейбуса КП насчитало тариф в 10,25 грн., для автобуса – 8,06 грн. «По автобусам нельзя учитывать инвестиционную составляющую, но все амортотчисления учитываются. По электротранспорту в расчет включаются все платежи, которые были проведены за девять новых троллейбусов, рассчитана вся амортизация троллейбусов, включаются и текущие ремонты контактной сети», – уточнил он.
И все же директор КП «Электроавтотранс» Андрей Новик обнародовал цифру, о которой говорят депутаты:
– Мы прикидывали, конечно, и такой вариант. Это 11,80. Но вы же понимаете, что если мы введем 8, 9 или 10 грн., то для нашего пассажира это неподъемная цифра. Потому что 67,2% людей, которых мы перевозим, – это льготная категория. В принципе, с тарифом в 10 грн. мы будем жизнеспособными и не будем ходить за деньгами к горсовету.
В этом смысле директор департамента финансов Светлана Липовая только руками развела, объясняя депутатам: мол, город никуда не денется от компенсации – КП возит льготников. И так как количество льготников в частном транспорте ограничено, они все направляются в городской транспорт. В итоге город возмещает эту перевозку. «Если мы установим ниже тариф, то мы будем покрывать разницу между экономически обоснованным тарифом и установленным, и мы тоже от этого никуда не денемся. Сегодня, когда транспорт КП ездит только по сидячим местам, хотя у них загрузка салона значительно больше, мы никуда не денемся и от финансовой помощи», – заявила она.
То есть получается, что город покрывает КП и расходы на льготников, и разницу в тарифах… После этого объяснения депутат Виталий Жиленко вообще предложил платить КП из бюджета полную сумму за перевозку пассажиров – и пусть всех возят бесплатно. «Потому что 10% средств, которые зарабатывает КП, – это вообще ни о чем. Выходит, что горбюджет дотирует 85% всего заработка предприятия. Давайте порадуем всех сумчан! При этом не нужны будут кондукторы. Их в штате 56 человек! Вот и экономия на зарплате. Плюс 7 млн. грн. Еще не надо устанавливать электронную систему для обилечивания – снова экономия!» – заявил он.
Игоря же Перепеку возмутило другое: как можно говорить об оказании хоть какой помощи, если предприятие только сейчас просчитано экономически выгодный для него тариф. «Когда ударил локдаун, на КП молчали. У них пассажиров стало в два раза меньше, а тариф – остался тот же. Они за эти два года ничего не сделали. За последний год в два раза поднялась стоимость газа – с 12 до 25 грн., с 4700 до 6000 грн. поднялась зарплата. Из чего вы все это время восполняли эту прогалину?! Перевозки за карантинный год составили не 29 млн. грн., а 15 млн… А теперь предприятию нужна финпомощь! Что же касается льготников, то это просто беспредел местной власти. Льготников должны возить все. И льготник имеет право ехать на любом транспорте в городе. Давайте тогда всем КП давать финпомощь – в чем разница? От карантина пострадали все. А если им нужна финпомощь, значит, тариф рассчитан неверно!» – резюмировал он.
Точку в этом споре поставил Вадим Акперов: все-таки комиссия еще раз попросила предприятие до 1 октября просчитать такой тариф, который позволил бы им в перспективе не обращаться за финансовой помощью к городу. «Нам нужен ваш тариф, чтобы при планировании бюджета на следующий год мы четко понимали, какую сумму будем компенсировать вам как разницу в тарифах. Ведь экономически обоснованный у вас будет один, а действовать, скорее всего, будет другой. Нам нужно заложить эту разницу».
А кто, собственно, будет определяться с тарифом для сумчан? По словам мэра Сум Александра Лысенко, этим займется исполком: «Сначала свои предложения подаст КП, департамент финансов просчитает реальные цифры – какую компенсацию мы можем дать. Например, тариф 6 грн. – такая-то компенсация, 7 грн. – такая и т.д. А исполком уже будет определяться голосованием по конкретному тарифу и компенсации».
Напомним, что последний раз тариф на проезд в коммунальном общественном транспорте пересматривался в 2019 году.