Патрульные наказали машину скорой помощи
Правила дорожного движения, за соблюдением которых следит патрульная полиция, регламентируют не только кому проезжать перекресток первым , где нельзя останавливаться и что означают дорожные знаки. Есть в них и менее известные, но обязательные к выполнению нормы. Так, например, пункт 2.1 «в» предусматривает, что в случае установки на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств водитель транспортных средств должен иметь при себе разрешение на них, выданное Госавтоинспекцией МВД. Правда, судя по всему, в Сумах эта норма трактуется абсолютно по-разному в зависимости от того, о каком автомобиле идет речь.
28 февраля к заезжавшему на стоянку автомобилю «скорой помощи» подъехала машина патрульной полиции – и сходу поинтересовалась разрешением на маячки – которые были выключены. Водитель объяснил, что данная машина была получена как гуманитарная помощь, полтора года была в АТО, только недавно вернулась, маячки на ней не использовались и не используются. Полицейские потребовали включить маячки, убедились в том, что они работают и составили на водителя протокол по ст.122 ч.5 КУоАП Украины, который и передали в суд. Теперь водителю скорой помощи угрожают штрафные санкции, которые по этой статье составляют весьма немаленькую сумму – 40 тысяч гривен. Что же это за машина и почему на ней не используются проблесковые маячки?
Машину, которая в 2004 году вышла с завода «Мерседес-Бенц» уже оборудованной под автомобиль экстренной медицинской помощи (включая встроенные в крышу маячки) в Украину привезла из Швейцарии хорошо известная сумчанам президент объединения Help-Point-Sumy Марианне Пиффаретти. Через киевский благотворительный фонд «Свої» автомобиль был передан в безоплатное пользование Сумской ЦРБ и на следующий день поехал в зону АТО, где в нем была срочная необходимость. Больница по договору передала его военной части. К моменту передачи автомобиля ЦРБ все документы на него были оформлены благотворительным фондом – включая техпаспорт, где указано наличие маячков и сирены. Полтора года автомобиль усиленно эксплуатировался в зоне АТО, возил раненых и вот в конце прошлого года вернулся в Сумы для ремонта и дальнейшей эксплуатации уже здесь.
– Мы подписали с благотворительным фондом договор, и сечас он занимается передачей автомобиля в постоянное пользование, – рассказывает главврач ЦРБ Владимир Поцелуев. – Для нашего района это очень необходимый автомобиль. После того, как был создан центр экстренной медицинской помощи, мы передали ему все автомобили медицинского назначения, которые у нас были. В итоге мы не могли, например, госпитализировать лежачего больного, нам нечем было возить больных на КТ и МРТ, консультации специалистов в областной больнице. Поэтому мы взяли этот автомобиль на баланс и начали использовать в этих целях – привезти из села пациента, который не может добраться сам или, отвезти его в село, отвезти специалиста для оказания медицинской помощи дома и т.п. Это не является экстренной помощью и маячки мы не использовали. И вот обнаружился маленький нонсенс – полиция считает, что лечебное учреждение не может использовать автомобиль с тем техническим оборудованием, с которым его ввозили в Украину в качестве гуманитарного груза. Мы ведь на него ничего не устанавливали – он изначально изготавливался в такой комплектации. Маячки в нем встроены, просто открутить и снять их невозможно. Но автомобиль используется для потребностей больницы, а не как скорая помощь.
Первое заседание суда по протоколу в отношении водителя, который оказался крайним в вопросе гуманитарного автомобиля только потому, что был за рулем, уже началось сегодня, 14 марта. Вряд ли оно будет единственным – ведь вопрос действительно сложный и требующий подробного разбирательства. Рискнет ли еще кто-то садиться за руль гуманитарной «скорой» во время инициированных патрульными разбирательств или больные будут вынуждены нанимать за большие деньги специализированный автомобиль для путешествия в районную больницу или на МРТ?
Любопытно, что всего за несколько дней до этого инцидента, 24 февраля, общественные активисты движения Sumy Control обратили внимание на полицейский автомобиль, стоявший с нарушением правил дорожного движения на расстоянии менее 10 м от пешеходного перехода. Как выяснилось, водитель в машине спал – что строго запрещено инструкцией. Активисты вызвали другой наряд и потребовали составить протокол на нарушителя. Во время оформления протокола, когда полицейский-нарушитель предъявил своим коллегам предусмотренные ПДД документы, активисты обратили внимание на то, что среди них отсутствует разрешение на спецсигналы, которыми активно пользуются все полицейские автомобили. Водитель сначала заявил, что они в управлении патрульной полиции, потом прибывший на место представитель патрульной полиции заявил, что их копии есть в бардачке водителя, через несколько минут водитель вновь сказал, что разрешение в управлении – все эти нестыковки есть на записанном активистами видео. В итоге за стоянку в неположенном месте водителя наказали устным предупреждением, дисциплинарные меры ответственности за служебное нарушение не озвучили, а отсутствие разрешения на спецсигналы в машине, как это предусмотрено ПДД, просто проигнорировали. В последующие дни активисты получили непроверенную информацию о том, что сейчас полицейские машины ездят вообще без разрешений на спецсигналы, поскольку срок действия старых разрешений закончился, и никто него не продлял.
Как сообщил нашему корреспонденту начальник управления патрульной полиции г.Сумы Андриан Горбачевский, разрешение на спецсигналы 30 сумских машин патрульной полиции, согласно приказу МВД, находится в автохозяйстве, их срок действия продлен также приказом министра (хотя его, согласно правилам, выдает ГАИ – авт.). Приказ этот внутренний, журналистам его показать не могут. Чтобы узнать его номер и содержание, необходимо обратиться в Департамент патрульной полиции в Киеве.
Таким образом, полицейским машинам возить с собой разрешение на спецсигналы вовсе не обязательно, равно как и получать его в предусмотренном законом порядке. Водителям патрульных автомобилей 40 тысяч штрафа не грозит. Так может, в таком случае стоило проверить, не хранятся ли разрешения на мигалки автомобилей скорой помощи в автохозяйстве управления здравоохранении области? Ну раз уж так можно было… Или общественная роль медицинских автомобилей намного ниже, чем полицейских?
Джерело: shans.com.ua