Выживут ли ЦРБ Сумщины в условиях медреформы?
На прошлой неделе правительство приняло Программу медицинских гарантий, заложив в госбюджете следующего года 72 млрд. грн. Тем самым был объявлен старт второй волне трансформации системы здравоохранения.
Уже с 1 апреля 2020 года государство будет оплачивать медуслуги на всех уровнях по принципу «деньги идут за пациентом», как это сегодня происходит на первичке. Новые правила коснутся и больниц вторичного звена – городских, районных поликлиник и стационаров. Чтобы получать средства за пролеченных пациентов, медучреждения должны быть в статусе некоммерческих коммунальных предприятий, что позволит им заключить договоры с Национальной службой здоровья. Правда, есть одно «но» – НСЗУ как заказчик будет закупать услуги у горбольниц и ЦРБ только в том случае, если они соответствуют требованиям (наличие специалистов, оборудования и пр.), что в свою очередь гарантирует пациентам качество диагностики и лечения. Для ЦРБ области это серьезный вызов. Смогут ли они выдержать конкуренцию с городскими медучреждениями и на чем смогут зарабатывать? Не обернется ли медреформа тем, что часть райбольниц будет вынуждена оптимизироваться или вообще закрыться?
– В сентябре мы провели форум для главврачей Сумской, Днепропетровской и Николаевской областей, где обсудили вызовы грядущей трансформации, которые стоят перед громадами при вхождении в очередной этап медреформы, – рассказывает эксперт по децентрализации Александр Хоруженко. – На встрече был представлен наш финансовый прогноз доходов и расходов больниц, которые входят в Ахтырский госпитальный округ (Ахтырская ЦРБ, Великописаревская ЦРБ и Тростянецкая горбольница). Честно, я не ожидал, что все будет настолько печально. Наш финансист работал с главными экономистами этих больниц, используя методику расчетов Минздрава. К примеру, потребность по Ахтырской ЦРБ на год составляет почти 92 млн. грн., а больница самостоятельно может заработать лишь чуть больше 40 млн. Откуда брать разницу? Схожая ситуация и по Конотопскому и Роменскому госпитальным округам. По Ромнам – чуть лучше. Если больницы этих трех округов с имеющимся штатом смогут закупить у Нацслужбы услуги – дефицит бюджета на год составит 155 млн. грн.
То, что теперь планируют создать единый госпитальный округ, считает А.Хоруженко, мало повлияет на ситуацию. Ведь правила игры остаются прежними – деньги идут за пациентом. «Госпитальный округ – это не медреформа, а инструмент, который предоставлялся громадам, чтобы договориться и уменьшить риски при вхождении в реформу, – продолжает он. – В принципе, система запущена правильно, просто в нашей области не было одного мозгового координирующего центра. Начиная с апреля мы объездили все отделения больниц, общались с врачами, руководством – чтобы они договорились между собой и отказывались от того, что они не смогут потянуть. В Сумском госпитальном округе, куда я делегирован в госпитальный совет, мы пробовали несколько раз договариваться о маршрутах пациентов. К примеру, если в Белопольской ЦРБ в среднем 100 родов в год, то с ними НСЗУ договор не заключит – их можно передать в Сумы. Я не медик, но понимаю, что врачи должны работать как конвейер. А если в месяц 3-4 родов? Тут идет речь не только о квалификации доктора, но и о здоровье мам и малышей. Отдайте рожениц в Сумы, а в Белополье можно открыть тот же хоспис или инфекционку. Громады должны между собой договориться еще до старта вторички, чтобы планировать свои расходы. Если не будет никаких решений – отделения или даже целые ЦРБ могут закрыться. Процесс очень сложный, в том числе и с моральной точки зрения. По Сумскому округу уже уволено до 500 человек (Лебедин – около 150, Краснополье – 100, Белополье – 100). В Сумах – пока нет, но, когда они посчитают свой бюджет, думаю, несколько сотен сотрудников во втором квартале 2020 года будут уволены. Уже нужно задуматься: что местный бюджет возьмет на себя, если НСЗУ не закупит у больниц медуслуги. НСЗУ будет платить не зарплаты, а за каждый пролеченный случай. Там нормальные тарифы. С точки зрения менеджмента это крутая реформа – больницы смогут зарабатывать, но нужно все правильно организовать».
К больницам, как считает эксперт, нужен дифференцированный подход. Если медучреждение развивается – ему можно пойти навстречу, отступив от жестких прописанных требований. «В Тростянецкой ЦГБ – суперсовременное родильное отделение, но пока они недотягивают до положенных 300 родов в год, чтобы Нацслужба смогла закупить у них услугу. Можно сделать дорожную карту поддержки. Нет – тогда пускай платят из своего бюджета. По сути, требованиям интенсивной больницы второго уровня соответствует Сумская ЦГБ – там есть все необходимое оборудование (С-дуги для инсультов, ангиограф и мн. другое). Тянуться за ней и покупать дорогостоящее оборудование – это огромнейшие деньги для местных бюджетов!»
Один госпитальный округ, по мнению Александра Хоруженко, – это плата за нашу недальновидность. «Когда изначально рисовали карту госпитальных округов – я предупреждал, что шесть округов – это не вотчины, – отмечает эксперт. – Там не будет бюджетов, начальников. Нужно сначала сделать сильными громады. Тогда заработает и медицина. Сумская область по населению – это город Запорожье. Соответственно, той инфраструктуры, что есть, уже не нужно! На 900 тыс. населения достаточно одной крупной хирургической, инфекционной, детской больницы, 2-3 родильных центра и т.д. Были одни стратегии, вкладывались деньги. Теперь один госпитальный округ. Как все будет работать? Все пущено на самотек. Выживет тот, кто выживет. Но таких будет немного. В селах – медицину добьют до ручки, лучшее – приватизируют. Может, это и неплохо. Но тогда нужно говорить прямо – у нас такая стратегия. Не делайте местную власть крайней, проклиная за увольнения. Дискредитируется сама реформа местного самоуправления».
Что дальше? Если еще полгода в Сумской области не будет власти и человека, ответственного за реформу здоровья, то половина ЦРБ закроется – уверен эксперт:
– Давайте говорить прямо – уже во многих райбольницах не оказывают медуслуги. Они превратились в центры занятости. Как может работать неврологическое отделение в ЦРБ, где нет никакой возможности спасти человека при инсульте?! Выход из ситуации – не в больницах. Нужно грамотное планирование новой карты административно-территориального устройства. Необходимо создавать максимально сильные громады, которые могут содержать себя и договариваться с соседом, чтобы финансировать медицину. Также – укрупнять районы. В идеале, по моему мнению, должно быть три административных и три госпитальных округа.
shans.com.ua