Можно ли в Сумах запустить электронный билет?
17 января был принят в целом законопроект №4121, который открывает дорогу внедрению электронного билета на транспорт в городах Украины.
В этом контексте хотел бы напомнить, как оплачивается проезд в крупных городах Европы, куда так стремится Украины и Сумы в том числе, называя все что только можно с приставкой “евро-“.
Я был в Кельне, Франкфурте, Берлине, Вене, Праге, Братиславе, Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Вильнюсе. Вы не увидите в этих городах людей, которые постоянно проводят карточкой у валидатора, чтобы с карточки списались деньги. Система построена таким образом, что у жителей есть пластиковые карты, на которых можно активировать проездной, после чего карта прячется до проверки.
Для гостей города или жителей, которые пользуются транспортом нечасто, есть временные бумажные билеты. Активируются они по старинке – компостером, только билет не дырявится, на нем печатается время, остановка, номер транспортного средства. Такие билеты могут быть, например, на полчаса, день, трое суток или неделю. И контролер, если он зайдет в транспорт во время вашей поездки, просто посмотрит время компостирования и отдаст билет обратно.
Что же хотят внедрить в Сумах, активно продвигая идею электронного билета? Например, на презентации весной 2016 года некий бизнесмен, который имеет терминалы пополнения, предлагал печатать одноразовые билеты со штрих-кодов на термобумаге, которые необходимо было бы активировать при входе в транспорт. Вам нравится такая идея? Мне не очень.
Второй вариант, который также предлагается – это пластиковые карточки, которые каждый раз необходимо будет прикладывать к валидатору для списывания денег. Такой вариант с одной стороны позволит учитывать, где пассажиры садятся в транспорт и в каком количестве, с другой – потребует создание дорогостоящей инфраструктуры.
Во-первых, эти карточки должны где-то пополняться, а значит как минимум на трети остановок и в подвижном составе нужно будет установить автоматы. Цена одного такого автомата, указанная в презентации внедрения электронного билета во Львове, составляла 20 тыс. евро, что по курсу на сегодня около 600 тыс. грн., а таких автоматов нужно будет не меньше сотни.
Далее, работа системы должна быть синхронизирована, ведь с карточки деньги должны списываться в реальном времени. А теперь представьте, как в перегруженном троллейбусе будут валидироваться билеты на входе. Да, в Европе тоже в часы пик в транспорте не сладко, но, абсолютное большинство пользователей не валидирует каждый раз билеты на входе.
На примере Кракова: в ноябре 2016 года здесь купили 416 тыс. одноразовых нельготных билетов, в то время как количество проданных временных нельготных билетов превысило 1 млн. штук, а число проданных проездных на месяц и более длительный срок – почти 120 тыс. штук (без учета месячных, квартальных, годовых билетов, проданных в прошлые месяцы).
http://www.mpk.krakow.pl/…/news,5299,krakowianie-chetnie-ku…
Сторонники электронного билета агитируют за его введение, говоря, что будет убрана наличка. Однако в условиях нового транспортного конкурса от частных перевозчиков, которые, по официальным данным, указанным в презентации госпожи Липовой, перевозят порядка 60% пассажиров, никто не требует присоединиться к системе электронного билета в будущем после ее внедрения, а это значит, что дорогостоящая инфраструктура будет обслуживать только 40% пассажиров.
Помимо этого электронный билет вынудит частных перевозчиков засветить свои доходы, а значит никто и ни при каких условиях не согласится в здравом уме на внедрение электронного билета.
Учитывая эти реалии как можно было бы изменить систему оплаты транспорта в городе Сумы по моему мнению так:
1. Необходимо закупить опробованные в Европе системы, предусматривающие использование бумажных билетов. Это валидаторы-принтеры, автоматы про распечатке билетов. Системы позволяют работать как с бумажными билетами, так и подключить в случае необходимости карточки в будущем. Также необходимо запустить сайт, на котором можно будет купить билет и распечатать его на принтере или загрузить на смартфон, как это сделано в Вене. Действительность билета контролер сможет проверить по QR-коду.
2. Необходимо изменить тарифы на проезд путем введения единых тарифов для троллейбусов и автобусов. Должны быть введены выгодные тарифы на месяц и квартал на весь коммунальный транспорт, должны быть введены трансферные билеты, чтобы пассажир мог пересаживаться с троллейбуса на троллейбус или между троллейбусом и автобусом. Купив билет, к примеру, на 30 минут, получив оттиск времени в валидаторе на билете, пассажир сможет с неограниченным числом пересадок в рамках действия билета доехать на нужную остановку.
3. Необходимо отказаться от кондукторов, предложив им пройти обучение на водителей или стать контролерами.
Что даст такое решение? Уберет наличный расчет, т.к. билеты будут покупаться в киосках и автоматах, а его внедрение будет относительно бюджетно, т.к. можно использовать бывшее в использовании оборудование из ЕС. Пассажиры получат расширенное тарифное меню: они смогут покупать билет на время, которое им необходимо – это может быть 15 минут. полчаса, час, день, неделя, месяц, квартал и т.д.
Однако любое совершенствование системы оплаты проезда – это всего лишь вишенка на торте. А для начала необходимо приготовить торт, т.е. налаженную систему муниципального комфортного транспорта, когда современные троллейбусы и автобусы курсируют раз в 10-15 минут, а не раз в час-полтора.