Почему «Сумытеплоэнерго» выставляет счета за непредоставленные услуги?
Жильцы девяти квартир сумской многоэтажки на ул. Харьковской, 38, еще в 2006 году установили автономное отопление. Тогда действовала госпрограмма «Наш дім», по которой можно было устанавливать котлы индивидуального отопления, если на это были согласны все квартиры на одном стояке.
Остальные жильцы дома были менее организованы и остались на обслуживании у «Сумытеплоэнерго». Через несколько лет они собрали деньги и установили общедомовой счетчик тепла. Клиентам «Сумытеплоэнерго» приходили свои счета за тепло, а «индивидуальщики» платили по своим счетчикам за потребленный газ «Сумыгазу». И вдруг в декабре 2020 года ООО «Сумытеплоэнерго» выставило счет за обслуживание коммерческого узла учета и тем, кто не имеет к нему никакого отношения. Сумма это была небольшая – 22 грн. «Индивидуальщики» заплатили, но обратились за разъяснениями в «Сумытеплоэнерго», где им ответили, что по закону платить должны все собственники помещений, вне зависимости от того, какое у них отопление. Но за год аппетиты «Сумытеплоэнерго» выросли, и в декабре 2021-го в квитанциях прибавились еще четыре строки. Соответственно, общая сумма увеличилась в десять раз!
Посчитайте, сколько в итоге получается: отопление мест общего пользования – 247 грн, абонплата ГВП – 15,34 грн., абонплата ТЕ – 17,38, обслуживание узла – 49,35, на замену – 52,52, итого – 381,59 грн. Спрашивается, почему квартиры, не пользующиеся услугами «Сумытеплоэнерго», должны за них платить?
Счетчик на тепло устанавливали сами жильцы, и, по логике вещей, платят за обслуживание счетчика его собственники. И копить на установку нового узла также должны те, кто будет им пользоваться. Но самый большой вопрос – это отопление мест общего пользования, то есть лестничных площадок и нежилых помещений. На первом этаже дома находятся магазины. Получается, что все жильцы платят за отопление их нежилых помещений, так как на лестничных клетках, которые как раз и считаются местами общего пользования, батарей нет?!
Эти вопросы мы переадресовали «Сумытеплоэнерго», где нам ответили:
– С 1 мая 2019 г. в полном объеме начал действовать закон Украины о ЖКХ. Также с 1 ноября 2021 г. изменился порядок распределения объемов потребленных в домах и сооружениях коммунальных услуг между потребителями (эти нормы прописаны в Законе Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения»). Так что теперь владельцы квартир и нежилых помещений, отключенных от сетей централизованного отопления и горячей воды, не освобождаются от обязанности возмещать расходы по объему теплоэнергии, израсходованной на отопление мест общего пользования и вспомогательных помещений и на функционирование внутридомовых систем отопления здания.
Постановления Кабмина №830 от 21.08.2019 г., утверждающее правила предоставления услуги по теплоснабжению, и №1182 от 11.12.2019 г. – о правилах предоставления услуги по снабжению горячей водой – предусматривают отдельное начисление платы за абонентское обслуживание на услугу поставки теплоэнергии и на услугу поставки горячей воды. Абонентская плата включает следующие расходы:
– заключение договора о предоставлении коммунальной услуги;
– распределение объема потребленных услуг между потребителями;
– начисление и взимание платы за комуслуги;
– обслуживание и замена узлов коммерческого учета теплоэнергии (при их наличии);
– выполнение других административных функций.
Плата за абонентский сервис начисляется всем потребителям. Потребитель не освобождается от платы за абонентское обслуживание при отсутствии фактического потребления им услуги или при отключении его квартиры или нежилого помещения от сетей централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды.
– Второй вопрос, который интересует многих сумчан, – в декабре пришла квитанция за услуги «Сумытеплоэнерго» за ноябрь, в ней также появилась новая графа «Перерахунок за попередній період», и суммы в ней стоят немаленькие – 400-500 грн., при этом долгов у клиентов не было. Что это за «перерахунок» и на каком основании он насчитывается?
– Действительно, в счетах на оплату услуг за ноябрь 2021 г. потребители получили перерасчет за теплоснабжение. Эти начисления связаны с изменениями с 1 ноября 2021 г. порядка распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг, о чем мы говорили выше.
Поскольку показатели домовых узлов коммерческого учета теплоэнергии в октябре снимались представителями предприятия с 25-го по 28-е число, объем теплоэнергии, потребленный за период с момента снятия показателей и до 31 октября, при начислении платы за отопление в октябре учтен не был. Этот объем не подлежит распределению между потребителями согласно требованиям методики, применяемой с 1 ноября 2021 г. Начисления за указанный период были проведены в ноябре и согласно правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотвода, утвержденным Постановлением КМУ от 21.07.2005 г. №630, отражены как «Пересчет».